Каждое общение с Сергеем Сухаревым — маленький праздник. Сергей Николаевич из той плеяды педагогов, что ставила в главу угла не сиюминутный результат, а развитие личности человека. В нашем случае — личности спортсмена, хоккеиста.
Воспитав не одно поколение отличных игроков, создав непобедимую в конце 90-х юношескую команду и поработав в юношеской же сборной России, Сухарев затем возглавил флагман нашего хоккея — ХК «Липецк». Ему довелось работать с командой в тяжёлые и не самые благополучные в плане финансов годы, но именно стараниями Сухарева большой хоккей в Липецке был сохранён — для того, чтобы выплеснуться в два по-своему ярких сезона в ВХЛ.
Увы, в высшей лиге Сухарев липецкому клубу — вот парадокс — оказался не нужен, и вдумчивый специалисты вынуждено отправился покорять донские степи. Ему повезло (не могло не повезти!): в июле 2013 года в Ростове-на-Дону было принято решение о создании профессиональной хоккейной команды.
За шесть лет ХК «Ростов» с Сухаревым в роли второго тренера успел завоевать три трофея: в сезоне-2014/15 южане стали чемпионами Российской хоккейной лиги, в сезоне-2016/17 выиграли первенство ВХЛ, а в этом году повторили свой успех двухлетней давности.
Сегодня ему — 60!..
Тёплым июньским вечером мы сидим с Сергеем Николаевичем на скамеечке возле его липецкого дома и беседуем о разном.
БЫТЬ ВТОРЫМ НЕ НАДОЕЛО
— Что такое хоккей в Ростове? Город-то южный, рыночный, футбольный…
— Хоккейный клуб в Ростове был создан по инициативе большого любителя этого вида спорта предпринимателя Роберта Кучинскаса. Сам он не хоккеист, занимался различными видами спорта, но к хоккею, что называется, прикипел, играет в него регулярно, и даже выходил на лёд в официальных матчах ВХЛ-Б.
В Ростове мы с главным тренером Григорием Пантелеевым — человеком, можно сказать, легендарным, поигравшим за сборную Латвии на девяти чемпионатах мира и двух Олимпиадах — начинали с нуля. Клуб поначалу арендовал старый, но вместительный ледовый дворец в центре города, на Халтуринском проспекте. Вход был бесплатный, но довольно быстро к выступлению команды интерес вырос так, что пришлось вводить билеты. На матчи плэй-офф их цена выросла до тысячи рублей! Болельщики даже возмущались: в Сочи на КХЛ можно за 500 посмотреть, а вы цены ломите…
С вынужденным переездом в частный каток на окраине города ажиотаж уменьшился, сейчас на наши игры ходят гораздо меньше зрителей. Возможно, и хоккей, и наши победы ростовчанам немного приелись, к тому же, добираться до новой арены не очень удобно — она находится далеко от центра. Город большой, не каждый готов добираться до дворца 40-50 минут, к тому же, игры у нас начинаются поздно, заканчиваются соответственно около десяти вечера…
После нынешнего победного сезона все надеялись, что команда повысится в ранге, перейдёт в чемпионат ВХЛ. Рассматривались даже варианты проведения домашних матчей в Краснодаре. Но потом что-то застопорилось, и теперь разговоров о ВХЛ не идёт.
— С «Ростовом» вы выиграли три трофея. Не надоело быть вторым тренером?
— Нет, не надоело. У нас с Пантелеевым сложился, считаю, неплохой тандем. У меня есть возможность плодотворно работать и даже, я сказал бы, развиваться: пробовать какие-то новые упражнения, наработки по ОФП, по специальной физподготовке. Получается, что я — ответственный за учебно-тренировочный процесс, у Пантелеев — за общее руководство командой. Меня всё устраивает.
— Детская хоккейная школа в Ростове работает?
— Школа есть, но у неё примерно те же проблемы, что и в Липецке. Едва мальчишка немного зашевелился, как его тут же приглашают в другие клубы — в столицу, в Центр России. Знаю, несколько человек, в тот же Бобров уехали. В итоге на выпуске почти никого не остаётся, а в команде сейчас нет ни одного местного воспитанника.
Зато в Ростове есть студенческая команда, есть команда НМХЛ. Строятся частные катки, так что будущее у донского хоккея есть, и не самое плохое.
ГОД В «ЮНИОРЕ» ЗА 15!
— За липецким хоккеем издали следите?
— Почему же издали? Мой дом всё равно — Липецк. Хоть и родился я в Подмосковье, считаю себя липчанином. Здесь у меня родились три сына, здесь квартира, жена, куча воспитанников и друзей. Всю сознательную жизнь, за исключением последних шести лет, я провёл в «Звёздном». И даже в ходе сезона при каждом удобном случае — когда наша команда проезжает, к примеру, Тамбов или Воронеж — я заскакиваю в Липецк на два-три дня. Семья у меня живёт здесь, маленький сын, по которому очень скучаю…
Что касается липецкого хоккея, то, конечно, я в курсе всего, что здесь происходит. Молодёжной командой руководят Сергей Рыбин и Лёша Баранов, которые играли под моим руководством в ХК «Липецк», в детской школе занимается младший сын, а старший — работает тренером.
Не буду критиковать и анализировать, скажу только, что уровень НМХЛ — не для Липецка. Липецк должен играть в другой лиге. За то время, что я здесь работал, детская школа воспитала порядка 25-30 высококвалифицированных хоккеистов, которые играли в высшем эшелоне советского и российского хоккея, как его ни назови, КХЛ, суперлига или МХЛ. Про высшую лигу я уже не говорю. Так что у нас есть традиции. Липецкая земля рождает хороших хоккеистов, а вот радеющих за хоккей руководителей — нет…
Иногда ко мне подходят мои бывшие воспитанники, сейчас сами уже отцы юных хоккеистов, и жалуются на то, в каких условиях работает ДЮСШ. Все переживают, что так происходит… Что тут можно посоветовать? Набраться терпения. Тренерам и руководителям ДЮСШ надо постараться сделать так, чтобы талантливые ребята не уезжали из Липецка в совсем юном возрасте. Надо наладить более серьёзную работу по разбору игр и тренировок, более серьёзно подходить ко всем вопросам жизнедеятельности хоккейной команды.
А «молодёжка» — это производная от детской школы. Не случайно, что и в молодёжной команде сейчас не очень много наших воспитанников.
— Многие родители жалуются, что их заставляют дополнительно платить за ледовые тренировки.
— Схожая ситуация по всей стране. В платные группы набирают с пяти лет, а воспитанниками ДЮСШ мальчишки могут считаться только с 9. В той же Москве, знаю, родителям только за занятия на льду для 5-8-летних ребят приходится платить по 5 тысяч рублей в месяц. И это не считая дополнительных занятий по ОФП. Такая сейчас жизнь.
— В детский хоккей не хотите вернуться? В Липецк?
— Я бы, может, и вернулся в липецкий хоккей, если бы зарплата детского тренера позволяла содержать семью. Да и вернуться в Липецк меня никто не звал. Так что сейчас меня всё устраивает. Кроме того, что очень редко вижу младшего сына. В августе Валере будет семь лет, и шесть из них я его почти не воспитывал.
Если вернуться к детскому хоккею, то охладел к нему я после одного сезона, проведённого с юниорской командой в Липецке. За год потерял лет 15 жизни! И потому, что я — максималист, и потому, что уважаю свою профессию и хочу, чтобы и все к ней относились так же. В «Юниоре» было очень тяжело. Вроде и результат показали неплохой — вышли во всероссийский финал, где заняли пятое место, но устал я очень сильно. Весь сезон провёл на жилах.
РЕГАЛИЙ НЕТ, ЕСТЬ ПРИЗНАНИЕ
— Почему назвали сына Валерой? В честь кого-то?
— В честь моего старшего брата, который рано ушёл из жизни. Он был старше меня на семь лет и, можно сказать, меня воспитал. Играл в хоккей, занимался атлетизмом, участвовал в мотошоу. Это был мой кумир.
— Финал первенства ВХЛ с «Мордовией» был ознаменован соперничеством двух липецких тренеров — вас и помощника главного тренера саранской команды Александра Мниховича. Как впечатления?
— Во-первых, «Мордовия» удивила. В начале сезона команда мне не приглянулась, но по ходу чемпионата сумела прибавить, заиграла в задорный хоккей, омолодилась и преподнесла сенсацию, выбив из розыгрыша фаворита — «Чебоксары». В целом «Ростов» и «Мордовия» противостоят уже много лет, хорошо изучили друг друга, но этот финал получился на удивление быстрым: мы победили в четырёх встречах, причём в некоторых из них на нашей стороне, надо признать, была удача.
— Что вообще за лига ВХЛ-Б? Мало команд, мало матчей, почти не освещается в центральных СМИ…
— Хорошо, что эта лига есть! Не представляете, как много молодых ребят 1998-99 годов рождения, в силу возраста отринутых командами МХЛ, штурмуют двери команд ВХЛ-Б. От них нет отбоя! Не всем же дано раскрыться в 18-20 лет, кто-то способен заиграть и чуть позже. В минувшем сезоне в той же «Мордовии» хорошо проявили себя липчане Иван Карлин, Евгений Колычев, Сергей Добросердов. К нам в прошлом году пришли молодые интересные мальчишки, многие из которых обещают стать классными игроками. Нынешним летом «Ростов» планирует пригласить на просмотр одного воспитанника липецкого хоккея, фамилии, правда, назвать пока не могу.
— Несколько ваших воспитанников впоследствии сами стали хорошими тренерами: Николай Щедров, Михаил Белобрагин, Кирилл Двуреченский. Закладывали способности к педагогике и аналитический склад ума с юных лет?
— Да нет, ни о чём подобном даже не думал. Главное, что я пытался заложить, — это любовь к хоккею. Наверное, это удалось, раз кто-то из воспитанников пошёл по моим стопам. Кроме того, от тренера зависит, каким будет микроклимат в коллективе; сделать так, чтобы ребята приходили в раздевалку, как к себе домой, чувствовали и понимали требования наставника, чтобы им было интересно то, чем они занимаются, и у них был стимул для совершенствования.
— На днях вам исполнится 60. Дата серьёзная. Какие-то жизненные итоги для себя подводили?
— Думаю, итоги мне подводить рано. Ещё поживём, поработаем! Да и возраст по нынешним меркам даже не пенсионный. 60 лет — не приговор.
Но, думаю, свою жизнь в хоккее я прожил не зря. Входил в пятёрку лучших детских тренеров России по версии ФХР, как-то меня даже посылали на международный конгресс в Италию.
У меня нет каких-то регалий типа «заслуженный работник» или «заслуженный тренер», да и к чему они? Мои воспитанники меня и без того прекрасно знают, мы и до сих пор с большинством из них тепло общаемся, перезваниваемся. Кто-то следит за играми «Ростова», поздравляет после побед, кто-то и вовсе стал другом семьи, помогая в решении различных вопросов. Это, по-вашему, не признание?
Греет душу и тот факт, что за всё время работы в липецкой ДЮСШ никто из мальчишек не уехал от меня в другие команды, хотя подобная тенденция начала набирать обороты уже в те годы…
В то же время огорчает нынешнее состояние хоккея в Липецке. Извините, но такого катка, как на Сырском руднике, я давно не видел! Рядом с Ростовом, в Аксае, есть подобный надувной каток, но насколько же он отличается в лучшую сторону! Он какой-то праздничный, светлый, а для дополнительных раздевалок умные люди приспособили обычные вагончики, которые присоединили к спортсооружению… А вот установленная недавно возле липецкого катка спортивная площадка с тренажёрами мне очень понравилась! Даже снял её на телефон — приеду в Ростов, покажу, может, и там сделают нечто подобное.
Что касается празднования юбилея, то 20 июня мы соберёмся в кругу семьи, а в субботу, 22 июня, планируем провести товарищеский матч. В одной команде сыграют мои воспитанники из групп 1969, 1974 и 1981 годов рождения, в другой — те ребята, с которыми я работал в ХК «Липецк». Думаю, должно получиться интересно.
Материал по теме:
Сергей Сухарев: «Тренировал будущих чемпионов мира» («Липецкая спортивная газета», 23.05.2012)