Экс-игрок сборной России и «Манчестер Юнайтед» Андрей Канчельскис дал громкое интервью «Матчу», в котором ни словом не обмолвился о Липецке.
Напомним, в начале сентября Канчельскис посетил матч «Металлурга» с брянским «Динамо (0:1), после чего стало известно о возможности назначения бывшего футболиста на пост президента липецкого клуба.
Как стало ясно из интервью «Матчу», Канчельскис по-прежнему не востребован в качестве тренера или руководителя футбольного клуба, а главный лейтмотив отчасти скандального выступления: в российском футболе всё куплено, а мне нужна работа.
Приводим выдержки из нашумевшего интервью.
— У вас крутое игроцкое прошлое, имя в футболе… Но после «Уфы» в 2010-м вам не давали шансов в крепком клубе хотя бы уровня ФНЛ. Почему?
— Не было предложений. И, может, и не будет, потому что многим не нравится, когда им говорят правду. Представьте, руководитель подходит и говорит тренеру: «А почему вы не играете по схеме Липпи?». Ну это же топор топором. Что я могу на это ответить? Только сказать: «Ну иди ты…»…
Вы занимайтесь своим делом, а я — своим, которое знаю и люблю. Я не занимаюсь левыми делами. Там пойди, того поставь. Никогда не брал футболистов, чтобы с агентом расписать, раздербанить деньги.
— Предлагали?
— Конечно. И много предлагали. Но этого нельзя делать, потому что тебя всё равно футбольный бог накажет. По любому.
— Нет ощущения, что вас «отменили» в нашем футболе из-за этого?
— Пускай. Это их желание. Если кто-то готов вступить в переговоры, я готов общаться. Если нет — напрашиваться не собираюсь. У нас много тренеров без работы, я что, один такой? Кто-то прогибается под обстоятельства, ложится под кого-то — можно сказать, в прямом смысле. Это их проблемы. Я не буду этого делать.
— Как технологически выглядит прогиб тренера под кого-то?
— Тренер начинает сотрудничать с агентами, президентами клубов, вице-президентами. Они потом ведут этого тренера. И будут его, как на рыбалке, возить с собой и подсаживать на крючок.
— А если захочет уйти с крючка?
— А до этого он зачем брал деньги тогда? Всё, он на крючке. Деньги — это хорошо, но они могут с тобой злую шутку сыграть. Мне в своё время предлагали много игр сдать. Даже в Новотроицке, когда я работал генеральным директором. Приехали из футбольной «Кубани», привезли денежку. Я сказал: «Ребят, я в эти игры не играю и играть не буду».
Ну заработаю я эти деньги, а потом что? Вся страна будет знать. Вы не думайте, все знают: кто берёт, кто — нет. Просто в открытую не говорят. Можно столько фамилий вам назвать, но не буду этим заниматься. Мне это не надо. Повторюсь, это их проблемы.
— От «Кубани» большая сумма была?
— 500 тысяч долларов.
— С курсом доллара на 2008 год — вообще неплохо. Тем более для первой лиги.
— Для команды, которая хочет выйти в РПЛ, это не такие уж большие деньги. Конечно, ужасно, что это есть. Но это жизнь, построена такая система. Мы её не переделаем, может, только со временем.
— В России не было предложений в последнее время?
— Не было. Никаких. Хотя я открыт для диалога. Но мне многие говорили: «Андрей, тебя из-за твоей принципиальной позиции не берут». Но что мне теперь, позицию менять?
— В «Уфе» вы в какой-то период приглашали батюшку в команду. В связи с чем?
— Это правда, было такое. Мы принимали тогда на стадионе «Динамо», на нём вообще было запрещено играть в футбол. Одна половина поля больше, другая — меньше. Сукно постелили — люди ноги, руки ломали…
И вот в какой-то момент у нас была ничейная серия — 6 или 7 игр. Пригласил батюшку, чтобы он освятил, чтобы какой-то хоть фарт пошёл. Не отрицаю. А когда мы через время перешли на другой стадион и на натуральное поле, команда вообще в другой футбол стала играть.
— Можете чуть подробнее объяснить своё отношение к тренеру Черчесову? Вы много критиковали его в сборной России. Почему? Ведь результат он давал.
— К Черчесову у меня нормальное отношение. Просто считаю, что он не должен был тренировать в сборной. В моём понимании. Потому что вратарь — это тренер конкретно вратарей. Я так говорил и говорю сейчас. В клубах он неплохо работает, может, это для него, но сборная — нет. Моё мнение: тренером тогда должен был стать Бердыев. Вот и всё.
— Не считаете, что после четвертьфинала ЧМ стоило чуть сменить риторику и поддержать Черчесова?
— За что поддержать? За то, что купили всё на чемпионате мира? Все игры купили. Вы что, не знаете об этом?
Мы играли домашний чемпионат мира. То же самое, как Корея и Япония, когда убивали итальянцев, вынесли их вообще. Так что заканчивайте… На ЧМ нас за уши тянули. Плюс с кем мы там играли? С Уругваем, который нас вынес. С испанцами, которые непонятно играли. Это очень странная игра была. Поверьте, со временем эта пена выйдет наружу.
— Считаете, на уровне чемпионата мира такое возможно?
— А вы не задумывались, почему за один день убирают тренера Испании? Ставят Йерро, который независимо от результата будет работать в федерации. Думаете, король Испании просто так прилетал? Ребят, поверьте, есть информация — и всё это выйдет со временем. Много интересного узнаете.
Испания не играла, а мучилась. Действовали вообще без ворот, потому что бить явно выше — некрасиво. Вот и катали мяч. Я что, в футбол не играл, не знаю, что это такое? Тем более информация была конкретная. С Уругваем соприкосновений у нас нет, им по барабану было — вышли и вынесли нас.
— Верите, что в таком могли почувствовать игроки уровня Иньесты и Рамоса?
— Ну послушайте, если тебе король Испании открытым текстом намекает, что ты ему ответишь? Вот они и будут катать, не проявлять инициативу. Думать: «Нахрена мне это надо?».
— Вы в эту версию событий верите или знаете?
— Верю, и есть информация от конкретных людей, даже футболистов. Не буду вскрываться. Хочу, чтобы это не от меня исходило, а от самих игроков. Рано или поздно признаются и скажут. Время придёт, и всё будет ясно сказано.
— Черчесов — единственный российский тренер, кто за последние годы побеждал в Европе — в Польше и сейчас в Венгрии. Он лучший российский тренер?
— На данный момент — да. По результату — да. Если это правда, я не буду спорить. Он выиграл и сейчас лучший российский тренер. Это так… Да, лучший, да, выигрывает, но, может, он просто клубный тренер, а для сборной не подходит.
Буду там, где будет работа
— Почему вы критиковали Слуцкого?
— За результаты. Человек с приличным составом по меркам РПЛ говорит: «У меня плохой состав». Причем начал так говорить, когда команда посыпалась. Мол, плохие футболисты. Я за это его критиковал.
Знаете, потом с кем ни общался, ни работал — все в один голос говорят, что Слуцкий очень слабый тренер…
Если про Слуцкого говорить, то в ЦСКА у него была команда. Березуцкие, Акинфеев, Дзагоев, Игнашевич, вся сборная. Их не нужно было особенно тренировать и что-то им говорить. Когда он попал в Англию и не было таких классных игроков, уже ничего не получилось. В Голландии, «Рубине» — тоже.
Для меня показатель тренерской работы — это сделать боеспособную команду без звёзд. Не говорю, что нужно обязательно всё выиграть, но создать команду, которая бьётся, которая может выдать хорошую серию результатов. Такой крепкий орешек.
— Как вам работа Карпина в сборной?
— Первый этап прошёл хорошо — был отличный шанс выйти на ЧМ. Выиграли все матчи до этого — и не важно, хорошие игры были или плохие. Был результат. Проиграй мы один-два раза, и в Хорватию можно было не ехать. А так мы держали их в напряжении. Сыграли бы вничью — вообще бы вышли на чемпионат мира. Но это уже футбол.
Про данный момент скажу так — игроки в принципе не горят желанием ехать в сборную. Кто-то придумывает что-то, кто-то просто отказывается. Понятно, что на это повлияли санкции, все боятся — не дай бог травма. Думают: «Зачем ехать? Отборочного цикла нет, желания нет». Тут сложно оценивать работу Карпина.
— Чем сейчас живёт Андрей Канчельскис?
— Два с половиной месяца меня не было [в России]. Был на переговорах — Европа, арабы, Азия. Много поездок. Надеюсь, будет решение по работе.
А так что? Ездим, общаемся с детьми в Лондоне. С друзьями смотрим футбол. Обычная жизнь — ничего такого не происходит. Новенького ждём от агентов. Дай бог, что будет всё нормально. Как говорят арабы: «Иншааллах».
— В марте вы говорили, что строите загородный дом — и поэтому ездите на метро. Сейчас всё так же?
— Остались отделочные работы сделать, спальню, бытовую технику. Но это сейчас мало волнует. Хочу решить вопрос с трудоустройством.
Нельзя сидеть без работы. Пока финансы позволяют существовать в любом случае, но они же заканчиваются рано или поздно.
Конкретно занимаюсь сейчас тем, чтобы в первую очередь найти работу. А машина — это не самое главное. Самое главное — работа. Будет работа, будет и другое.
— Чем дети сейчас занимаются?
— Андрей работает в Лондоне, живёт с женой. Дочь Ева ищет работу, тоже в Лондоне. Но она только недавно приехала.
— Где видите себя через год?
— Буду там, где будет работа. Если в России — будете видеть меня здесь, если за границей, значит будете наблюдать там. Работа — самое основное, нужно всегда оставаться в тонусе, ощущать ответственность. Без работы появляется много свободного времени и лени, которая иногда очень нехорошо влияет на людей.