Минувший сезон был для ВК «Липецк» успешным. Дебютант суперлиги сходу запрыгнул в плэй-офф, чего не сумели сделать два других выходца из высшей лиги «А».

Тем не менее, чемпионат получился очень сложным. Главная причина — ограничения, связанные с пандемией коронавируса.

В эксклюзивном интервью корреспонденту «ЛСГ» Денису Коняхину главный тренер липчанок Андрей Смирнов поделился некоторыми подробностями командной жизни, которые не выносились на публику по ходу сезона.

НА ПАВЕЛЕЦКОМ ДЕРЖАЛИ ОБОРОНУ

— Андрей Геннадьевич, седьмое место в регулярном чемпионате и итоговое попадание в десятку — хороший результат для дебютанта. Вы полностью довольны итогами сезона?

— Практически. Остался небольшой осадок от того, что опустились на две позиции в окончательной таблице, но нашу работу, тем не менее, следует признать успешной.

Сезон был тяжелейшим в психологическом плане. Сначала, в самый разгар пандемии, на протяжении трёх месяцев мы не знали, в какой лиге будем играть. Сроки окончательного утверждения состава суперлиги неоднократно переносились, а ведь от этого зависела судьба волейболисток — как в профессиональном, так и в семейном плане. При этом все сидели на карантине и общались только в виртуальном пространстве.

В итоге план предсезонной подготовки пришлось менять на бегу. Но комплектацию проводили спокойно. Я был уверен в составе, который выиграл высшую лигу «А», усиления произвели точечные.

Цели и задачи, по сути, мы ставили сами себе, сразу решив, что надо попадать в плэй-офф. Предварительный этап Кубка России сначала хотели сделать подготовительным этапом к чемпионату, но, когда узнали, что играем дома, поставили цель выйти в следующий этап. И выполнили её! Первые недели в суперлиге из-за плотного графика были тяжёлыми, но девчонки втянулись в работу, показав, что могут достойно выступать на этом уровне.

На протяжении всего сезона приходилось думать не только об игре, но и о здоровье: как сберечь игроков и не сесть на карантин. По-моему, только мы и два «Динамо» — краснодарское и казанское — избежали двухнедельного простоя. Не скрою, положительные тесты у волейболисток были, однако массового заражения удалось избежать.

Самыми сложными были игры с «Минчанкой» дома и с «Енисеем» на выезде. Перед ними из-за положительных тестов мы лишались четырёх и трёх игроков соответственно. К счастью, все перенесли болезнь в лёгкой форме и после недельной паузы и двух отрицательных тестов девчонки вернулись на площадку. Такого, как в Туле, где волейболистки лежали с температурой 39 градусов, у нас не было.

По регламенту карантин являлся обязательным, если в команде оставалось меньше десяти здоровых игроков. Мы в такую ситуацию не попадали, за что я очень благодарен нашему доктору Алексею Степанову.

Кроме того, старались по максимуму соблюдать социальную дистанцию. Просил девчонок поменьше появляться в общественных местах — хотя иногда это было невозможно. Например, в ходе самого первого выезда сезона, на пути из Екатеринбурга в Саратов, нам пришлось ехать через Москву. Полтора часа провели в зале ожидания на Павелецком вокзале, а там такие «личности»! Свободно ко всем подходят, безо всяких масок. Такого ужаса я не ожидал! Девчонок даже за кофе не отпускал, держали круговую оборону.

АГЕНТ АГЕНТУ РОЗНЬ

— Что скажете по содержанию игр?

— Было много ярких моментов. Лучший матч, безусловно, дома против «Локомотива». Да, у калининградской команды не хватало пары волейболисток, но все основные, включая будущего MVP «Финала четырёх» Ирину Воронкову, играли. Вообще до Нового года мы шли по хорошему графику, меня всё устраивало.

В январе нас подкосила травма Светланы Дорсман. Неожиданная и тяжёлая. Света — человек, создающий настроение на площадке, в хорошем смысле слова «зажигалка». Я не могу сказать, что у нас образовалась дыра в центре сетки — Настя Веселова и Полина Ольховская старались в меру своих возможностей, но они никогда не выступали на этом уровне, прежде играя в командах, не входивших в число лидеров высшей лиги «А».

Неприятный момент случился с Ириной Сазоновой, когда она объявила об уходе из клуба. Проблема была общей — как нашей, так и её. Хорошо, что её удалось быстро решить.

— Как после этой истории вы относитесь к волейбольным агентам?

— Так же, как и раньше. Есть добросовестные агенты, делающие свою работу на высоком профессиональном уровне. Например, Владимир Касторнов, с которым мы плодотворно сотрудничаем уже несколько лет. А есть такие, которые вертятся в компании игроков, что-то вынюхивают втайне от руководства клуба, а затем вставляют палки в колёса в середине сезона. Всё зависит от конкретного человека.

— Чего не хватило команде, чтобы выйти в «Финал шести»?

— Опыта. Во-первых, «Уралочка» подошла к плэй-офф в очень хорошей форме. После травмы Ксении Парубец они долго искали ей замену, перепробовали много вариантов, а когда нашли, то восстановили прежнюю систему игры и, что называется, покатили.

Во-вторых, многое, если не всё, решила первая партия матча в Липецке. При счёте 20:20 были два эпизода, которые мы должны были решать в свою пользу, но ошиблись. А волейбол и состоит из таких эпизодов. Ярчайший пример — финал между «Локомотивом» и «Динамо». Столичная команда была в двух шагах от чемпионства, но две ошибки перевернули ход матча. Так же и у нас: после первой партии всё пошло шиворот-навыворот. В Екатеринбурге уже было сложнее, хотя там удалось «закуситься» и довести матч до тай-брейка.

— Пройдёмся по персоналиям. Ольховская две трети сезона просидела в запасе, но, когда вышла на площадку, произвела приятное впечатление. А если бы не травма Дорсман?

— Мы планировали подпускать Полину к составу постепенно. Я хотел взять её из Волгодонска ещё перед началом прошлого сезона, но она предпочла Череповец и угодила там в третью команду. В период пандемии сама мне позвонила, причём в тот момент у меня после ухода Светланы Гаршиной и Анастасии Бехтеревой вообще не было «центров». Потенциал у Ольховской хороший, что она и доказала в нескольких играх в конце сезона.

— Теперь о крайних нападающих. Коржова здорово отыграла первую половину чемпионата и сникла во второй. Горбунова, наоборот, тяжело входила в сезон, но затем заиграла так, что получила вызов в сборную…

— У обеих девчонок очень сложный характер. Не могу сказать, что Коржова «села», но когда начались проигрыши, она немного надломилась психологически. Леру вначале швыряло из стороны в сторону, потом она стала переть, как танк, и заиграла. Потенциал у неё огромный, на что и обратил внимание Серджо Бузато.

Так что здесь проблемы чисто психологические. Но ни одну из девчонок я не могу обвинить в нежелании выкладываться. И Влада, и Лера — просто молодцы.

Для Сазоновой сезон сложился успешно. Если бы не январская отлучка, она могла бы стать самым результативным игроком чемпионата. Да и вызов в сборную говорит сам за себя. Боговская и Демидова выходили со скамейки и тоже внесли свою лепту в результат.

— Либеро в первой половине сезона чередовались, затем стала играть только Перова. Почему?

Даша Ерофеева получила травму. Не такую серьёзную, как Дорсман, но играть некоторое время не могла. К тому же от неё мне хотелось видеть больше уверенности. Кстати, Перова и раскрылась во многом тогда, когда стала играть полные матчи. С другой стороны, Ерофеева собралась в концовке, когда из-за повреждения выбыла уже Лера, и достойно провела последние игры.

В ПЛЭЙ-ОФФ РЕШАЮТ ЭПИЗОДЫ

— В чём, на ваш взгляд, причина поражений краснодарского «Динамо» и «Ленинградки» в плэй-офф, из-за которых «Липецк» и опустился на девятое место?

— Насколько я знаю, в «Динамо» начались финансовые проблемы. Думаю, это и повлияло на игру краснодарок. Что касается питерской команды, то в период подготовки к плэй-офф там сказалось долгое отсутствие из-за болезни главного тренера Александра Кашина. Да и «Минчанка» была для них крайне неудобным соперником. Кашин говорил мне, что очень хотел попасть на «Протон». А белорусская команда вообще провела концовку сезона едва ли не сильнее всех.

Не знаю, как бы сложилось, если бы мы попали на «Динамо» или «Ленинградку». Думаю, с краснодарской командой получилось бы легче. Но мы не выбирали. Во-первых, из-за неровного календаря: много перенесённых игр, определивших окончательную расстановку, состоялись после завершения календарных туров. Во-вторых, я такими делами просто не занимаюсь.

— Чемпионство «Локомотива» — сюрприз?

— Ещё какой! Мы играли с ними последнюю встречу «регулярки»: хорошая, добротная команда, но будущим чемпионом не выглядела. Чем и хорош плэй-офф. Побеждает не та команда, у которой больше резервы и возможности, а та, чьи игроки лучше на площадке в конкретный момент и могут решить судьбу эпизодов в свою пользу.

— О будущем. У здорово проявившего себя дебютанта, не обладающего мощным бюджетом, игроков обычно растаскивают. «Липецк» не избежал этой участи?

— Не избежал, хотя и не в полной мере. В других клубах суперлиги начнут новый сезон Ягубова и Коржова. Не будет в команде Воноговой и Ениной. Из аренды в Краснодар возвращается Боговская. Скорее всего, уйдёт и Дорсман, судьба которой зависит от сроков восстановления. И, к сожалению, возвращается в Москву юная Вика Демидова.

— А вы?

— Пока без контракта. Не хочу выносить сор из избы. Надеюсь, что всё решится положительно. Я хочу остаться работать в Липецке. Но пока в режиме ожидания.

— Последний вопрос: каковы, на ваш взгляд, шансы Сазоновой и Горбуновой поехать на Олимпиаду в Токио?

— У Ирины, на мой взгляд, довольно хорошие. Конечно, многое будет зависеть от темпов восстановления Парубец. Горбунова попала в список на перспективу как молодая и талантливая, и при определённом стечении обстоятельств может рассчитывать на многое в этом году.

Добавить комментарий