В режиме самоизоляции, вызванной пандемией коронавируса, на первый план вышли медицинские работники, в том числе и спортивные.
Врач липецкого «Металлурга» Владимир Петров рассказал о том, как команда перенесла карантин после возвращения из Турции, о профилактике COVID-19 и поделился любопытными историями из своей врачебной практики. Телефонный звонок корреспондента «ЛСГ» Александра Гудкова застал Владимира Николаевича, как и положено, дома.
САМОИЗОЛЯЦИЯ И ИММУНИТЕТ
— Хлопочу по хозяйству. Всё как у всех, кто находится на самоизоляции. На повестке дня — дела текущие и отложенные, которые сейчас можно доделать.
— Если не секрет, где самоизолировались? Вирус до вас не доберётся?
— Живу в Воронеже, но сейчас с супругой выехали в Павловский район, где у нас дача. Село довольно крупное, но пока здесь вирус не обнаружен (смеётся).
— Следите за обстановкой в «Металлурге»? Поступают ли от футболистов жалобы и просьбы?
— Поддерживаю телефонную связь с исполняющим обязанности генерального директора Владимиром Зеновкиным, регулярно созваниваюсь с массажистом Николаем Кузнецовым. Так что в курсе всего происходящего в команде. От ребят за последнее время звонков не было, и это очень хорошо. По опыту прошлых лет знаю: если всё в медицинском плане у футболистов нормально, они не звонят. Звонки начинаются, когда появляются проблемы со здоровьем.
— Как думаете, у футболистов меньше шансов заразиться коронавирусом, чем у остальных?
— Спортсмены — такие же люди, они не застрахованы от заражения. Но чтобы вероятность этого стала меньше, как раз и необходима самоизоляция. Я полностью поддерживаю решение о приостановке тренировочного процесса в «Металлурге», впрочем, как и во всех профессиональных клубах.
Представляете, чтобы было бы, если бы тренировки продолжились? Кто-то из футболистов или членов их семей запросто мог подхватить болезнь, и пошла бы цепная реакция. Мы в команде даже при обычном простудном заболевании даём игроку два-три дня отдыха, чтобы никто с ним не контактировал.
— А в плане иммунитета?
— Чисто теоретически иммунитет у спортсменов выше, чем у людей, не занимающихся спортом. У футболистов сопротивляемость организма должна быть лучше. Но опять же, не надо забывать, что сейчас весна, а в это время года в наших краях проявляется иммунодефицит. С началом весны я стараюсь поддерживать ребят витаминами, специальными напитками, чтобы организм каждого из них мог компенсировать сезонный недостаток полезных веществ.
— Что рекомендуете для профилактики коронавируса? Что посоветовали бы читателям «ЛСГ»?
— Самоизоляция и ещё раз самоизоляция! Откуда вы знает, что человек, стоящий или идущий рядом с вами, не заражён? Вирус, если можно так выразиться, летучий. Один чих — и вы заражены. И никто не скажет, сумеете вылечиться или нет.
Поэтому, как можно меньше контактов. По моему мнению, это пока самый эффективный способ уберечься от новой болезни.
Не надо забывать и про иммунитет. Физкультура и здоровое питание будут ему в помощь.
— Как врач, можете спрогнозировать, когда можно будет возобновить тренировки?
— Пока рано рассуждать на эту тему. Я слежу за тем, что творится в стране и вижу, что эпидемиологическая ситуация не достигла своего пика. Лишь когда всё пойдёт на спад и уменьшение числа заболевших станет стабильным, тогда и можно будет думать о возобновлении тренировочного процесса. Пока до этого далеко. Давать какие-то прогнозы в этой ситуации, мягко говоря, последнее дело.
— Сколько нужно времени, чтобы подготовить футболистов к возобновлению сезона?
— Судя по всему, решение по этому вопросу будут принимать не медработники, а спортивные чиновники. Всё идёт к тому, что рестарт национальных чемпионатов состоится примерно в одно то же время. Чтобы команды были в равных условиях, на раскачку дадут одни и те же сроки — вроде как, две недели. Но опять же, это лишь прогнозы.
Двух недель, конечно, мало — по крайней мере, для команд ПФЛ. Если клубы премьер-лиги и ФНЛ уже провели полноценную подготовку к возобновлению сезона и даже сыграли в этом году первые матчи, то «заморозка» футбольной жизни в стране застала «Металлург» и всю группу «Центр» на финише подготовительного этапа.
Теперь даже с учётом того, что футболисты на самоизоляции следят за собой, всё нужно начинать едва ли не с начала. На мой взгляд, чтобы ребята были функционально готовы после вынужденной паузы, потребуется месяц. Но в наших реалиях об этом говорить не приходится.
СПАСЕНИЕ ТКАЧЁВА
— Как прошёл обязательный карантин у «Металлурга» после возвращения из Турции? Без нарушений?
— Всё прошло, как положено. Каждый позвонил на региональную горячую линию, сообщил о возвращении, месте пребывания и о сроках отсутствия. Все сделали тесты, некоторые по два раза. О нарушениях карантинных мероприятий представителями «Металлурга» не слышал.
— Были ли у вас во врачебной практике схожие ситуации?
— Чтобы прямо, как сейчас — эпидемия или какое ещё повальное бедствие, угрожающие жизни людей, такого не было точно. Впрочем, был один страшный случай, когда я работал в воронежском ФЦШ-73.
В 2008 году во время домашнего матча с пензенским «Зенитом» полузащитник ФЦШ-73 Сергей Ткачёв в борьбе за верховой мяч столкнулся головой с соперником и потерял сознание. Коллеги из дежурившей на игре бригады «Скорой помощи», мягко говоря, растерялись. Пришлось применить навыки работы в службе «03» и запустить сердце футболиста…
Как оказалось, 19-летний игрок пережил клиническую смерть. Потом он, кстати, полностью восстановился и дорос до премьер-лиги. Выступал в «Крыльях Советов», «Локомотиве», «Кубани», ЦСКА. Теперь — игрок тульского «Арсенала». Стал одним из самых успешных воспитанников воронежского футбола последнего десятилетия
— Каковы наиболее распространённые медицинские проблемы у футболистов «Металлурга»?
— Стандартные для профессиональных команд — мышечно-связочного характера. Конечно же, ушибы. Тьфу-тьфу-тьфу — за время моей работы в команде повальных болезней не было. Единичные случаи простуды не в счёт.
— Что знали о команде, о Липецке, перед тем, как пришли работать в коллектив?
— Если честно, не так уж много. Нечасто приходилось общаться с представителями «Металлурга».
Конечно, про главное чернозёмное дерби Воронеж — Липецк был наслышан. Общался в воронежских командах с бывшими «металлургами» Алексеем Журавлёвым, который сейчас осел в Липецке, и Денисом Жуковским, нынешним директором и главным тренером ФК «Елец».
Большая липецкая колония была во времена моей работы в «Буране»: Паша Копытин, Роман Костромин, Андрей Абрамов, Андрей Воронков. Если ещё кого сходу не вспомнил, ребята, простите! (смеётся).
— Почему в разгар сезона вы перешли из «Факела» в «Металлург»?
— Началось некоторое взаимонепонимание с руководством воронежского клуба и мне пришлось уволиться. И как раз тут в липецком клубе неожиданно возникла вакансия. Мой коллега Алексей Бордюг покинул клуб, вернувшись домой на Украину. Когда меня позвали в Липецк, долго раздумывать не стал.
— Есть какие-то отличия в вашей работе в Липецке от работы в других клубах?
— Если сравнивать «Факел» и «Металлург», то, конечно, у клубов ФНЛ и ПФЛ — разный уровень. А если сравнивать с коллективами второго дивизиона, в которых мне пришлось работать, то принципиальных отличий нет. Обычный уклад жизни футбольного клуба. Работается нормально.
СУДЕЙСТВО, ХОККЕЙ И СБОРНАЯ ИНСТИТУТА
— В вашей биографии спортивного врача значится всего один хоккейный клуб. Это потому, что футбол вы любите больше?
— (Смеётся) Точно! Я даже не думал, что буду работать не в футбольной команде. Однако в своё время обстоятельства сложились так, что пришлось принять предложение воронежского «Бурана». И ничуть не жалею! Провёл в команде три прекрасных сезона. Пожалуй, лучших в современной истории воронежского хоккейного клуба.
— В следующем году исполнится уже 15 лет, как вы работаете спортивным врачом. Это стечение обстоятельств или осознанный выбор?
— Спортивным врачом я становиться не собирался, хотя и был знаком со спортивной медициной. Но так получилось, что в 2006 году руководитель ФЦШ-73 Сергей Воробьёв и главный тренер команды Валерий Шмаров пригласили меня в свой коллектив, стартовавший тогда в чемпионате МОА «Черноземье».
За эти годы приобрёл опыт, уже два или три раза получал соответствующие сертификаты для работы в профессиональных спортивных клубах.
— Прежде футбол или какой-то другой вид спорта были в вашей жизни?
— На дворовом уровне гонял мяч до 43 лет. А высшим достижением были игры за сборную мединститута в первенстве Воронежа среди вузов. С детства болел за московский «Спартак» и, конечно, за воронежский «Факел».
А ещё в 1990-е, когда областная федерация стала готовить футбольных арбитров, прошёл семинары, успешно сдал экзамены и три года обслуживал матчи чемпионата Воронежской области. Но судейская карьера не задалась, возраст подвёл. Как раз в те годы был взят курс на омоложение судейских кадров.
— В заключение расскажите о себе.
— Родился в Воронежской области, в городе Поворино. Мама Александра Матвеевна, всю жизнь работала учительницей истории, отец Николай Григорьевич — трудился на железной дороге. Когда мне было десять лет, наша семья переехала в Воронеж, где окончил школу, потом медицинский институт. Работал врачом, с 1994 года на скорой помощи. Жена — Галина Васильевна. У нас две дочери — Катя и Таня.
Досье «Чемпионат48»
Петров Владимир Николаевич. Родился 25 июня 1963 года в Поворино Воронежской области. Работал врачом в командах ФЦШ-73 (Воронеж) — 2006-08 гг.; «Факел-Воронеж-2», «Факел-М» (Воронеж) — 2009, 2018-19 гг.; «Факел-Воронеж», «Факел» (Воронеж) — 2009-10, 2019/20 гг.; «Выбор-Курбатово» (Воронеж) — 2014/15 гг.; «Локомотив» (Лиски) — 2015/16 гг.; «Энергомаш» (Белгород) — 2016/17 гг.; «Металлург» (Липецк) — 2019/20 гг., «Буран» (Воронеж, хоккей с шайбой) — 2011/12-13/14 гг.