Вопрос объединения двух футбольных школ — один из наиболее обсуждаемых в спортивном мире Липецка в последние дни. В ДЮСШ «Металлург» и спортшколе № 12 работают те, кто знает друг друга не первый год, и имеют свою, порой диаметрально противоположную, точку зрения на ситуацию.

Новый директор 12-й спортшколы Илья Зиянгиров — один из сторонников объединения. Корреспондент «ЛСГ» Евгений Скворцов попросил его рассказать о плюсах реформы и минусах нынешнего порядка вещей в школе «Металлурга».

— Не секрет, что в последние годы работа ДЮСШ «Металлург» окружена различного рода скандалами. Они связаны как с нарушением трудового режима, так и отсутствием контакта между тренерами и воспитанниками. О проблемах знают все, но никто не пытался их решить, и они нарастали, как снежный ком.

На мой взгляд, футбольную школу можно сравнить с деревом, которое долго болело, а сейчас находится в стадии ремиссии. И в том, что произошло, виноваты все участники процесса. На протяжении десятилетий никто не пытался что-то изменить, а о проблемах боялись даже говорить.

В результате сегодня костяк команды «Металлург» составляют футболисты в возрасте за тридцать, а молодые игроки не соответствуют уровню ПФЛ. Образовался гигантский разрыв между детско-юношеской школой и профессиональной командой.

— Почему это произошло, на ваш взгляд?

— Футбольная школа не развивалась, и всё всех устраивало. Нарушения трудовой дисциплины присутствовали всегда, медицинский контроль как таковой отсутствовал и отсутствует, даже оперативных данных по воспитанникам школы и то нет.

В 2001 году я был игроком дублирующего состава «Металлурга», а главным тренером молодёжной команды работал Станислав Берников. Так вот тогда, почти 20 лет назад, в тренировочном процессе мы использовали пульсометры. Сегодня же этого не делает никто, все работают вслепую!

Инвентарь минимален: мячи и фишки. Причём некоторые из родителей предлагают их приобрести за свой счёт. Отдельным тренерам не нужны даже элементарные координационные лестницы, которые позволяют развивать скорость и координацию. О чём можно тут говорить?

По поводу методических указаний тоже есть вопросы. Завуч школы Вячеслав Плетухин настолько был занят бумажной работой, что не мог контролировать тренировочный процесс. Причём большую часть работы он выполнял за директора — Виктора Лысковцева.

— Говорят, вас не устраивает уровень тренеров ДЮСШ «Металлург»?

— Приведу один пример: для проведения обучающего семинара к нам приезжал гендиректор Академии тренерского мастерства РФС Андрей Лексаков. Но даже тогда тренеры отмахивались, говорили, что им это не нужно, они и так всё знают. К сожалению, люди старшего возраста и некоторые из молодых коллег сошлись во мнении…

Никто не ищет образовательных программ, никто не хочет повышать свой уровень. Знаю лишь нескольких тренеров, которые просили руководство отправить их на стажировку. Им шли навстречу, но всё же целенаправленной программы развития специалистов в школе не существовало.

Футбольный клуб «Металлург» не провёл практически ни одного детского турнира, за исключением единичных случаев. В результате родители тратят свои деньги и возят детей в Воронеж, Тамбов и другие города, а в Липецке этим занимаются только частные школы.

Есть ещё один больной для меня вопрос: для чего некоторые тренеры собирают с детей, точнее, родителей, деньги? Об этом знают многие, но молчат…

— Как решить проблему оттока перспективных воспитанников школы в другие регионы?

— Тяжело удержать детей, которые уезжают в хорошие школы — например, в «Чертаново». Но когда они едут в Белгородскую область, в команду ничем не лучше нашей, возникают резонные вопросы.

Если бы ребёнок и его родители видели перспективу профессионального роста в пределах своей спортшколы, подразумеваю под этим переход из юношеской команды в молодёжную, а затем и в профессиональную, ничего подобного не происходило бы.

Кроме того, в ДЮСШ «Металлург» не хватает так называемого института второго тренера. Этот проект я хочу реализовать в рамках СШ № 12. Что имеется в виду? Нужно ввести трёхгодичную систему обучения, когда каждый специалист после определённого цикла передаёт подростка другому наставнику, причём в каждой группе — по два специалиста — главный и его помощник. По этой системе работают все ведущие футбольные академии России, так же работают в Европе.

— На Европу мы равняемся не первый год, но воз, получается, и ныне там.

— Тут стоит отдельно остановиться на индивидуальном развитии игрока. В советском и российском футболе во главу угла ставился принцип «не команда звёзд, а команда-звезда». Считаю, этот принцип неверен. Игрока нужно развивать так, чтобы впоследствии он мог легко интегрироваться в любом клубе. Футболист должен быть индивидуально сильным и представлять из себя целостную личность.

К сожалению, у нас уже с шестилетнего возраста всё заточено на результат, и это проблема всего российского футбола. Ребёнок должен сам находить нужные решения, а тренер просто помогать ему и исключать весь возможный негатив. Дети не должны бояться тренеров, занятия должны приносить радость и удовольствие.

Когда в Липецк приезжал Юрий Нагайцев — помощник Андрея Талалаева, он мне говорил: весь процесс должен быть построен на позитиве. Кнут и пряник — обязательное условие, но негатива не должно быть ни в коем случае. Тренер должен быть другом! Увы, не все тренеры ДЮСШ «Металлург» соответствуют перечисленным выше требованиям.

— В 12-й спортшколе иначе?

— В СШ № 12 работают 14 человек, у которых горят глаза, — вне зависимости от возраста. Многие тренеры в школе «Металлурга» работают 18 часов в неделю, а некоторые люди в Липецке столько же трудятся в сутки! Для человека, который считает себя тренером, это непозволительная роскошь. У Юргена Клоппа на сон остаётся всего пять часов. И это нормально для тех, кто занимается любимым делом!

— Озвучьте свои перспективные цели.

— Начну издалека. В ДЮСШ «Металлург» очень мало времени уделяется методологии и построению игры. В Европе юношеские академии работают по схеме главной команды, и играют в едином стиле. Когда я позвонил своему хорошему другу Олегу Педченко, который работает в академии ФК «Краснодар», и спросил разрешения приехать, чтобы перенять опыт, получил отказ. Причина — уникальность их системы. Даже родители не могут заходить на базу, потому что были случаи, когда они пытались снять на видеокамеру тренировочный процесс.

Так вот одна из моих главных целей — создать свою методологию. В Липецке есть опытные и современные специалисты, вместе с которыми можно сформировать единый стандарт подготовки.

Необходимо провести цифровизацию всего тренировочного процесса, чтобы можно было планировать работу и спрашивать за конечный результат. Футболисты должны развиваться индивидуально, и после этого становиться частью команды.

Кроме того, престиж профессии тренера в последние десятилетия утрачен. Хочу исправить этот момент и вернуть уважение к профессии. Работа тренера должна хорошо оплачиваться.

В чём конечная суть объединения? Я хочу создать конкурентоспособную футбольную школу не только на региональном уровне, но и на всероссийском, и сделаю для этого всё возможное.

Добавить комментарий