Мэтр липецкого хоккея Халим Мингалеев поделился с корреспондентом «ЛСГ» Николаем Богданчиковым своим взглядом на условия подготовки в ДЮСШ № 11.

— Халим Салимович, существует ли сегодня руководство по воспитанию юных хоккеистов?

— Сейчас нет ничего — никаких методичек! Какой-нибудь конькобежец составит тесты, нормативы и упражнения, а они не подходят для хоккея. В конькобежном спорте ведь работают совсем другие мышцы. Но если тренер хочет, он будет искать и обязательно найдёт. Сейчас много полезной информации есть в Интернете. Можно посмотреть тренировки различных команд, вратарские упражнения.

А раньше как было: едешь на игры с другой командой. Он делает отчёт по моей игре, а я — по его. Заметил, что его команда в хорошей физической форме, поинтересовался после матча: как он этого добился? Лично я многое почерпнул, просто беседуя со своими коллегами. Не стеснялся, подходил и спрашивал: зачем они делают это, зачем то.

И результат у нас в своё время был: в середине 90-х четыре возраста липецкой спортшколы выходили в финалы первенства страны, три из них финишировали в призах.

— Школы тренеров, курсы повышения квалификации — это помогает?

— Школа тренеров теперь совсем не та, что раньше. Сегодня там можно появиться пару раз за весь курс обучения, а в советское время я учился с отрывом от работы на протяжении двух лет! В ходе обучения были две стажировки, причём одна из них — за границей.

А сейчас тренеров на конференции не зовут, а если даже и позовут, то они не поедут. Потому что элементарно нет средств на проезд, питание и проживание.

— Насколько важно разделять периоды развития физических качеств и возможностей детей?

— Работа с детьми — сложная и кропотливая. Неправильно подобранная тренировка или упражнение могут не только не принести пользы, но и навредить. Настольной книгой детского тренера должны быть «Возрастные особенности развития физических качеств». Там написано, как тренировать, начиная с шести лет. Просто бери и подбирай упражнения для каждого возраста. Нельзя же давать девятилетнему хоккеисту нагрузки, рассчитанные на 13-летнего парня!

Существуют микроциклы: восстановительные, ударные, стабилизирующие. Необходимо грамотно их сочетать. Если в тренировочном процессе сплошь ударные циклы, организм просто не выдержит нагрузок. А от стабилизирующих тренировок не будет прогресса. Всё должно идти по системе.

Вот говорят, давай заведём ребят в зал, пусть приседают со штангой. А дальше что? Ну рванёт он после этих приседаний на 20 метров — и всё. Дальше молочная кислота, а ты не подготовил механизм для её вывода. Лёгкие, диафрагма — всё это тренируется отдельно!

Про развитие скорости вообще отдельный разговор. Если ты не будешь выкладываться по максимуму, она развиваться не будет. Тому, кто сумел увеличить скорость игрока хотя бы на пять процентов, памятник надо ставить…

— Авторитетом для подопечных нужно быть не только на льду, но и вне тренировочного процесса.

— Я стараюсь привить своим игрокам дисциплину. Как на льду, так и в быту. Порядок бьёт класс, это общеизвестно. Есть такая наука педагогика, которая давно дала ответы на все вопросы: как сплотить коллектив, как выбрать капитана, как поступить в той или иной ситуации. Открой, читай и учись.

— Что, по-вашему, самое главное в хоккее?

— Хоккей, прежде всего, это физика, тактика, техника и кураж! Мало подготовить команду к соревнованиям физически, надо ещё и тактикой заниматься — знать, чего ожидаешь от своей команды и от команды соперника, в зависимости от этого строить свою игру. Что касается техники, то если её в детстве не поставили, то и за год не наверстаешь упущенного. А кураж, в моём понятии, — это стимул. Надо уметь вовремя приободрить, завести команду. Нельзя недооценивать этот компонент.

— Вы согласны, что сейчас у хоккеистов глаза горят не так ярко, как раньше? Да и самих игроков стало меньше.

— На начальной стадии хоккеистов у нас достаточно, а потом многие уходят, бросают. Потому что здесь, чтобы добиться высот, надо много и упорно трудиться.

Но самое главное — все дети должны быть в равных условиях, и это равенство «стартового капитала» должно обеспечить государство. Сейчас вспоминаю, сколько хороших ребят приходило в спортшколу! Вижу: пришёл мальчик, из него получится толк. Но родители начинают спрашивать про форму: а сколько стоит, а где купить? И всё — пропадают. У людей нет средств.

Бывает и наоборот: богатые родители отдают своего ребёнка в хоккей, а он не хочет заниматься. Как я его заставлю? А потом говорят: тренер виноват. Да не виноват тут тренер ни в коем случае! У меня есть пацаны, родители которых никогда не ходили на игры — разве это дело?

Сейчас про детский спорт почти не говорят. Заканчивается взрослый чемпионат мира, и его ещё месяц обсуждают, а детских соревнований как будто и не существуют… У нас так: пройдёт полсезона, и тогда руководители придут, спросят: как результаты, как дела?

А ведь будущее липецкого хоккея — именно в детях! Кто-то попадёт в сборную, кто-то заиграет в именитом клубе. Вот о чём надо думать, чему способствовать. Форма, отношение руководства, окружение — в юном возрасте мотивирует всё! А если ничего этого нет, откуда взяться мотивации?

Вот прошлогодний пример: вратарь вырос, форма стала мала — и всё, нет вратаря… Вот и всё развитие.

Добавить комментарий