Главный тренер МХК «Липецк» в интервью корреспонденту «ЛСГ» Денису Коняхину подвёл итоги минувшего сезона. Молодая команда под руководством Сергея Рыбина второй год подряд финишировала третьей в регулярном чемпионате, но вновь уступила в первом раунде плэй-офф.
НАДО ОБЫГРЫВАТЬ И СОПЕРНИКА, И СУДЕЙ
— Первый вопрос — традиционный: как оцените завершившийся сезон?
— Парням большой плюс, что они заняли третье место в регулярном чемпионате. За вылет в первом раунде плэй-офф я их винить не могу. Была абсолютно равная борьба, в которой чуть больше повезло сопернику. Имелись и желание, и возможности. Но, видимо, нам ещё рано забираться в полуфинал.
Почти все команды к плэй-офф усиливались игроками из МХЛ или ВХЛ. У нас такой подпитки не было. К тому же второй год подряд мы обжигаемся, подходя к решающим матчам с одним вратарём. Невозможно, чтобы голкипер, отыгравший практически весь сезон, был готов к матчам на вылет в идеальной форме.
— Как оцените судейство в четвёртой игре серии против НХК, когда липчанам выписали в три раза больше штрафного времени, чем сопернику?
— Я судейство не обсуждаю. Мы должны выходить на лёд, обыгрывать соперника, а, если понадобится, — и судей. Пререкаться с ними бесполезно: если арбитр принял решение, он его не изменит. Можно только обострить ситуацию. Весь плэй-офф я убеждал ребят, что надо не отвлекаться на всякие посторонние вещи, а выходить на лёд и показывать свою игру.
Считаю, нам это удалось, и лучший показатель — количество болельщиков на трибунах. По-моему, в минувшем сезоне мы вышли в лидеры среди всех липецких профессиональных команд. Даже на футбол ходят меньше.
— С чем связана большая текучесть кадров? В течение сезона было задействовано 38 игроков…
— По итогам прошлого сезона мы потеряли больше половины состава. В основном из-за возрастного ценза. Многие люди, проходившие предсезонную подготовку, потом уезжали в другие команды. По ходу чемпионата приходилось добирать игроков на разные позиции, отсюда и такая текучесть кадров.
— Кто из игроков по ходу сезона отличался стабильностью, а кого, напротив, лихорадило?
— Лихорадило многих. В основном тех, кто проходил предсезонную подготовку не с нами — одни приезжали «тяжёлыми». Другие, наоборот, попадали в «яму» в течение первенства. Команда заметно омолодилась, а молодёжи в силу возраста свойственна нестабильность, в том числе и в плане физической формы.
Самый яркий пример нестабильности — Павел Корниенко. Мы его брали на роль лидера, но по ходу сезона игрок стоял на отчисление! Поговорили, дали ещё один шанс, и он им сполна воспользовался. Ян Рабинович приехал в хорошей форме, много забивал, но затем ушёл в тень. Тимур Гатауллин проходил предсезонную подготовку вообще непонятно где. Начал ярко, потом погас, а в концовке вновь набрал нужные кондиции. А стабильно весь сезон провели, пожалуй, защитники первой пары Егор Сафронов и Егор Евтеев. К ним вопросов нет.
— Не было ли соблазна в конце регулярного первенства выбрать себе соперника попроще? Например, «Белгород»?
— У меня нет желания гадать и выбирать. Мы должны растить победителей не только в хоккее. Стараемся воспитывать игроков так, чтобы они в дальнейшем и по жизни шли уверенно, добиваясь поставленных целей. Поэтому ни под кого не подстраиваемся.
НА ПРОСМОТР УЕХАЛИ МНОГИЕ
— По ходу сезона некоторые игроки, например, Лагутин, Яковенко, покидали команду из-за разногласия с тренерским штабом. Что их не устраивало, и что, наоборот, не устраивало вас?
— Для всех мил не будешь. Наверное, их не устраивал лично я. Меня больше всего не устраивает, когда взрослые ребята, которые должны быть лидерами, примерами для только что вышедших из юниорских лиг хоккеистов, не могу брать на себя ответственность и растворяются в общей массе. С такими мы расстаёмся.
— Возвращение Мещерякова, учитывая его впечатляющую статистику в чемпионате Казахстана, было довольно неожиданным…
— Статистика статистикой, но вернулся из Казахстана он не в лучшей физической форме. Андрей поработал над собой, доиграл сезон, и, не сомневаюсь, найдёт себе взрослую команду.
— Не было ли возможности вернуть в команду воспитанника липецкого хоккея Дарчева, который по ходу сезона покинул «Крылья Советов»?
— Нет, с нами на контакт он не выходил.
— Пятеро человек — Шелков, Сафронов, Енин, Мещеряков, Корниенко — заканчивают с молодёжным хоккеем. У них уже есть дальнейшие варианты развития карьеры?
— У всех, кроме Александра Шелкова, есть возможность пройти сбор в «Мордовии».
— Имелись у команды по ходу чемпионата проблемы, которые не озвучивались в течение сезона?
— Проблемы у нас одни и те же, и я озвучиваю их на протяжении четырёх лет. Они не решаются. Ограниченное количество людей в заявке, проблемы с питанием и проживанием хоккеистов. Вытаскиваем своими силами, за счёт малого бизнеса, моих друзей.
— В чём смысл тренировок после окончания сезона?
— Посмотреть новых ребят, которые будут приглашены на июльский сбор. В команду просится довольно много народа, но сейчас уже хочется отдохнуть от хоккея.
— Костяк команды сохранится?
— Надеюсь, хотя сейчас некоторые игроки, подходящие по возрасту, уехали на просмотр в команды более высокого уровня. Александр Ковальский, Егор Евтеев, ещё пара человек. Если они пробьются — то это большой плюс для игроков. Плюс и для тренерского штаба, что мы растим ребят, которые выходят на качественно новый уровень.
Минус в том, что опять придётся набирать команду. Но в нашей лиге хоккеисты, в первую очередь, едут в Пензу и в Россошь, потому что там есть шанс заиграть в ВХЛ, и в Новомосковск, потому что там хорошие финансовые условия. Нам остаются все остальные.
НЕ ВСЕ РАСКРЫВАЮТСЯ В ОДНОМ ВОЗРАСТЕ
— Каковы шансы на следующий сезон заиграть в команде у местных воспитанников 2002 года рождения, который отыграли сезон в юниорской лиге?
— С нами тренируются пять человек. Это не считая Сергея Косовца и Романа Юзбашяна, которые уже понюхали пороху НМХЛ. У всех есть шансы пробиться в команду.
Вообще не бывает так, чтобы команда полностью состояла из местных игроков. Обычно из выпуска хоккейной школы наверх пробивается считанное количество человек. А сейчас, когда в Липецке нет хоккейной команды на взрослом уровне, большинство игроков заканчивают с хоккеем и уходят учиться в вузы. И в их числе были перспективные ребята. Но я понимаю и самих парней, и их родителей.
— Вы сейчас затронули больную тему…
— Она очень больная! Липецкому хоккею необходима следующая ступень, и это — команда ВХЛ-Б. Жалко терять перспективных ребят. Лучшие воспитанники спортшколы уезжают в другие города в детском возрасте, выпускники школ идут в университеты. А те, кто рискнул, остаются в двадцать лет без хоккея и без высшего образования.
А ведь не все таланты раскрываются в 18 лет — некоторые выходят на пик в 22-23 года. Ребята вынуждены уезжать в другие города, но там своих таких же хватает. Самый яркий пример — Евгений Власов. Он бы обязательно раскрылся через год-два. Здесь мы бы его ещё подтащили, потренировали, и на выходе получили бы добротного хоккеиста. А так перспективные липецкие ребята продолжают выходить в никуда…