Одному из наиболее перспективных липецких велогонщиков Сергею Зацепину ещё нет и 18, но в конце сентября он принял участие в первенстве мира по велоспорту на шоссе, проходившем в австрийском Инсбруке.
Медалей выступающий за московскую команду УОР № 2 липчанин не завоевал, но по окончании соревнований наш юный земляк нашёл время для того, чтобы ответить на вопросы корреспондента «ЛСГ» Евгения Скворцова.
МЕНЬШЕ ДУМАТЬ — БОЛЬШЕ ДЕЛАТЬ
— Расскажите, как всё начиналось. Когда вы впервые сели на велосипед и решили заняться велоспортом профессионально?
— Катаюсь с самого раннего детства. Впервые на двухколёсный велосипед сел в четыре года. Сначала получалось плохо, не удавалось держать равновесие, но через несколько дней смог полноценно кататься без посторонней помощи.
Велоспортом начал заниматься благодаря своему другу Даниле Дворядкину, который к тому времени уже целый год катался на шоссейном велосипеде с ребятами по стадиону за 42-й школой. Я их увидел, стало очень интересно. Спросил у друга, как можно записаться в секцию, и он меня проводил до базы ДЮСШ № 7.
— По липецким дорогам и улицам гоняли?
— Почти каждый день мы выезжали на Елецкое шоссе и там тренировались, иногда развивая довольно приличную скорость.
— Почему выбрали именно шоссейные гонки?
— На самом деле, гоняю и на треке, множество медалей у меня как раз оттуда. Основной сложностью на треке для себя считаю нехватку опыта. А на шоссе больше внешних факторов — таких, как плохая погода.
— О чём думаете во время гонок: концентрируетесь исключительно на заезде или позволяете себе абстрагироваться от ситуации и размышлять о совершенно отвлечённых вещах?
— Во время гонок стараюсь меньше думать и больше делать. Если же начинаю размышлять, то только о том, где лучше совершить атаку или продуктивнее сэкономить силы и время.
— Тренировки профессиональных велогонщиков — долгие и утомительные или «взрывные» и креативные?
— Тренировки всегда разные. Больше занимаюсь на треке, поэтому работа у меня идёт на развитие скоростно-силовой выносливости, а это своего рода взрывная сила, которая очень нужна на финише. На шоссе работаю в основном на скорость или силу. Скорость развивают на определённом равнинном участке в 5-10 км, который велосипедист проезжает заданный отрезок максимально быстро. Силу же развивают в горах на силовой передаче. С возрастом объём тренировок возрастает. В юниорах (17-18 лет) средние дистанции на шоссе — 90-140 км, в «андерах» (19-22 лет) — 120-180 км.
ОМНИУМ И МЭДИСОН
— Соревнований в велоспорте большое количество. Какие из них для вас ключевые?
— Ключевыми соревнованиями для себя считаю олимпийские виды — как на треке, так и на шоссе, по которым идёт отбор на чемпионат Европы и чемпионат мира. К олимпийским видам на треке относят командную гонку преследования и омниум, включающий в себя сразу несколько дисциплин. Олимпийские виды на шоссе — групповая гонка и индивидуальная гонка с раздельным стартом. Сейчас у меня начинается межсезонье, поэтому насчёт планов на будущее не могу сказать более конкретно.
— Максимальная скорость, на которую удавалось разгоняться?
— 90 километров в час с крутого спуска в Армении.
— Используете ли защитное снаряжение во время тренировок или гонок?
— Только велосипедный шлем.
— Присутствует ли в этом плане психологический момент — мол, если новичок, то в защите, если опытный, то без неё?
— Нет. Просто начинающие гонщики обычно катаются с осторожностью.
— Случались травмы или другие повреждения во время гонок?
— Травм, к счастью, не было, а вот ссадин и ожогов хватало.
— Сами себе первую медицинскую помощь оказать можете или полагаетесь на дежурных медиков?
— В основном, конечно, полагаюсь на медиков, но, в принципе, могу и сам себя обработать.
— Насколько успели сродниться с велосипедом? Помимо тренировок и гонок пользуетесь двухколёсным другом?
— Велосипед — мой основной вид транспорта, но вне спорта пользуюсь им очень редко.
— Ни разу не попадали в форс-мажорные ситуации на трассах? Вниз по склону из-за невежливых водителей не улетали?
— Была пара моментов, когда водители подрезали, но всё заканчивалось хорошо.
— Памятные отметки, шрамы, на теле имеете?
— Да, и их немало.
— Согласны с тем, что велосипед становится популярным в силу эконмических причин: это удобно и доступно, экономит время и бензин?
— Да, велосипед становится популярным, с этим не поспоришь. Насчёт причин судить не берусь.
— Расскажите о своих спортивных достижениях.
— Я — неоднократный победитель и призёр первенств России (Тула-2016, Санкт-Петербург-2018, Омск-2017), мастер спорта.
— Что, по-вашему, нужно для популяризации велоспорта в Липецке?
— Думаю, было бы неплохо построить крытый велотрек и устраивать на нём гонки всероссийского уровня, приглашать известных людей и тем самым популяризировать наш вид спорта.
Кроме того, надо улучшать результаты наших велосипедистов. Для развития велоспорта в Липецкой области необходимы деньги на хороший инвентарь и тренировочные сборы.
— Кто приложил руку к вашим достижениям в велоспорте?
— Практически все тренеры отделения велоспорта ДЮСШ № 7. Клавдия Павловна Харитонкина, Сергей Григорьевич Наливкин и Сергей Александрович Севостьянов седлаи всё для того, чтобы я смог попасть в московскую УОР № 2 и дальше там развивался. В Москве со мной занимаются Алексей Юрьевич Гаранин и Юрий Петрович Разумов.
— Следите за телеэфирами с крупнейших веломногодневок планеты?
— Да, конечно. Иногда собираемся с ребятами из общежития и смотрим вместе по телевизору.
— Каким из них отдаете предпочтение?
— «Tour de France». Особенно было интересно узнать, кто в этом году заберет жёлтую майку.
САГАН И ФРУМ
— Расскажите о своих впечатлениях от первенства мира по шоссейным велогонкам в австрийском Инсбруке. Какие планы ставили перед началом соревнований и чего удалось добиться?
— Очень впечатлили зрители, которые постоянно, на протяжении всей дистанции, поддерживали гонщиков. В основном был план помочь нашим двум лидерам — Льву Гонову и Антону Втюрину. В итоге доехать до финиша удалось только им, а мне, к сожалению, нет — попал в завал и не смог догнать пелотон.
— Использовали какую-то специальную тактику?
— Тактика была проста — доехать и выиграть. Не получилось.
— Насколько в целом важна тактическая подготовка для велогонщиков?
— Значимость такой подготовки довольно велика. Не секрет, что благодаря правильным тактическим решениям можно выиграть гонку.
— Участие в престижных соревнованиях — это, наверное, ещё и спонсорские контракты. Зарабатываете на рекламе?
— В настолько престижных гонках участия ещё не принимал, поэтому не могу этого знать.
— Чем запомнились Австрия и Инсбрук помимо велогонок?
— Очень красивые виды на горы, плюс на улицах чисто и убрано. Удивительный контраст с российскими реалиями…
— В каких странах и городах удалось побывать ещё?
— Помимо Австрии, в Швейцарии и Чехии.
— Многие спортсмены коллекционируют дома свои награды, создают специальные тематические уголки в квартирах. Хотите создать нечто подобное в будущем?
— У меня дома есть стенка, которая увешана медалями и грамотами.
— Какую специальность планируете получить в будущем?
— Тренерскую.
— Есть ли кумиры в велоспорте?
— Трёхкратный чемпион мира в групповой гонке словак Петер Саган и четырёхкратный победитель «Tour de France» британец Крис Фрум.
— Какие виды спорта посещаете в качестве болельщика?
— Однажды был на футбольном матче в Туле между местным «Арсеналом» и питерским «Зенитом». Атмосфера праздничная, мне понравилось.
— За чемпионатом мира по футболу в России следили?
— Болел за нашу сборную, а также симпатизировал Бельгии и Франции.
— Чем обычно занимаетесь в свободное от тренировок и соревнований время?
— Либо отдыхаю с друзьями или близкими, либо учусь.
— Предпочитаете отдыхать в кругу семьи или с друзьями в шумных компаниях?
— Отдыхаю и с семьёй, и с друзьями, но только не в шумных компаниях. Это не моё.
Досье «Чемпионат48»
Зацепин Сергей Эдуардович. Мастер спорта России. Родился 14 ноября 2000 года в Липецке. Выступал за сборную Липецкой области, сборную Москвы по шоссе и треку, а также сборную России по шоссе. Победитель первенства России на треке (парная гонка преследования 4 км), серебряный призёр первенства России на треке (командная гонка преследования 4 км, индивидуальная гонка преследования 3 км). Учится в Московском училище олимпийского резерва № 2, специальность «физическая культура».