Одному из наиболее перспективных липецких велогонщиков Сергею Зацепину ещё нет и 18, но в конце сентября он принял участие в первенстве мира по велоспорту на шоссе, проходившем в австрийском Инсбруке.

Медалей выступающий за московскую команду УОР № 2 липчанин не завоевал, но по окончании соревнований наш юный земляк нашёл время для того, чтобы ответить на вопросы корреспондента «ЛСГ» Евгения Скворцова.

МЕНЬШЕ ДУМАТЬ — БОЛЬШЕ ДЕЛАТЬ

— Расскажите, как всё начиналось. Когда вы впервые сели на велосипед и решили заняться велоспортом профессионально?

— Катаюсь с самого раннего детства. Впервые на двухколёсный велосипед сел в четыре года. Сначала получалось плохо, не удавалось держать равновесие, но через несколько дней смог полноценно кататься без посторонней помощи.

Велоспортом начал заниматься благодаря своему другу Даниле Дворядкину, который к тому времени уже целый год катался на шоссейном велосипеде с ребятами по стадиону за 42-й школой. Я их увидел, стало очень интересно. Спросил у друга, как можно записаться в секцию, и он меня проводил до базы ДЮСШ № 7.

— По липецким дорогам и улицам гоняли?

— Почти каждый день мы выезжали на Елецкое шоссе и там тренировались, иногда развивая довольно приличную скорость.

— Почему выбрали именно шоссейные гонки?

— На самом деле, гоняю и на треке, множество медалей у меня как раз оттуда. Основной сложностью на треке для себя считаю нехватку опыта. А на шоссе больше внешних факторов — таких, как плохая погода.

— О чём думаете во время гонок: концентрируетесь исключительно на заезде или позволяете себе абстрагироваться от ситуации и размышлять о совершенно отвлечённых вещах?

— Во время гонок стараюсь меньше думать и больше делать. Если же начинаю размышлять, то только о том, где лучше совершить атаку или продуктивнее сэкономить силы и время.

— Тренировки профессиональных велогонщиков — долгие и утомительные или «взрывные» и креативные?

— Тренировки всегда разные. Больше занимаюсь на треке, поэтому работа у меня идёт на развитие скоростно-силовой выносливости, а это своего рода взрывная сила, которая очень нужна на финише. На шоссе работаю в основном на скорость или силу. Скорость развивают на определённом равнинном участке в 5-10 км, который велосипедист проезжает заданный отрезок максимально быстро. Силу же развивают в горах на силовой передаче. С возрастом объём тренировок возрастает. В юниорах (17-18 лет) средние дистанции на шоссе — 90-140 км, в «андерах» (19-22 лет) — 120-180 км.

ОМНИУМ И МЭДИСОН

— Соревнований в велоспорте большое количество. Какие из них для вас ключевые?

— Ключевыми соревнованиями для себя считаю олимпийские виды — как на треке, так и на шоссе, по которым идёт отбор на чемпионат Европы и чемпионат мира. К олимпийским видам на треке относят командную гонку преследования и омниум, включающий в себя сразу несколько дисциплин. Олимпийские виды на шоссе — групповая гонка и индивидуальная гонка с раздельным стартом. Сейчас у меня начинается межсезонье, поэтому насчёт планов на будущее не могу сказать более конкретно.

— Максимальная скорость, на которую удавалось разгоняться?

90 километров в час с крутого спуска в Армении.

— Используете ли защитное снаряжение во время тренировок или гонок?

— Только велосипедный шлем.

— Присутствует ли в этом плане психологический момент — мол, если новичок, то в защите, если опытный, то без неё?

— Нет. Просто начинающие гонщики обычно катаются с осторожностью.

— Случались травмы или другие повреждения во время гонок?

— Травм, к счастью, не было, а вот ссадин и ожогов хватало.

— Сами себе первую медицинскую помощь оказать можете или полагаетесь на дежурных медиков?

— В основном, конечно, полагаюсь на медиков, но, в принципе, могу и сам себя обработать.

— Насколько успели сродниться с велосипедом? Помимо тренировок и гонок пользуетесь двухколёсным другом?

— Велосипед — мой основной вид транспорта, но вне спорта пользуюсь им очень редко.

— Ни разу не попадали в форс-мажорные ситуации на трассах? Вниз по склону из-за невежливых водителей не улетали?

— Была пара моментов, когда водители подрезали, но всё заканчивалось хорошо.

— Памятные отметки, шрамы, на теле имеете?

— Да, и их немало.

— Согласны с тем, что велосипед становится популярным в силу эконмических причин: это удобно и доступно, экономит время и бензин?

— Да, велосипед становится популярным, с этим не поспоришь. Насчёт причин судить не берусь.

— Расскажите о своих спортивных достижениях.

— Я — неоднократный победитель и призёр первенств России (Тула-2016, Санкт-Петербург-2018, Омск-2017), мастер спорта.

— Что, по-вашему, нужно для популяризации велоспорта в Липецке?

— Думаю, было бы неплохо построить крытый велотрек и устраивать на нём гонки всероссийского уровня, приглашать известных людей и тем самым популяризировать наш вид спорта.

Кроме того, надо улучшать результаты наших велосипедистов. Для развития велоспорта в Липецкой области необходимы деньги на хороший инвентарь и тренировочные сборы.

— Кто приложил руку к вашим достижениям в велоспорте?

— Практически все тренеры отделения велоспорта ДЮСШ № 7. Клавдия Павловна Харитонкина, Сергей Григорьевич Наливкин и Сергей Александрович Севостьянов седлаи всё для того, чтобы я смог попасть в московскую УОР № 2 и дальше там развивался. В Москве со мной занимаются Алексей Юрьевич Гаранин и Юрий Петрович Разумов.

— Следите за телеэфирами с крупнейших веломногодневок планеты?

— Да, конечно. Иногда собираемся с ребятами из общежития и смотрим вместе по телевизору.

— Каким из них отдаете предпочтение?

— «Tour de France». Особенно было интересно узнать, кто в этом году заберет жёлтую майку.

САГАН И ФРУМ

— Расскажите о своих впечатлениях от первенства мира по шоссейным велогонкам в австрийском Инсбруке. Какие планы ставили перед началом соревнований и чего удалось добиться?

— Очень впечатлили зрители, которые постоянно, на протяжении всей дистанции, поддерживали гонщиков. В основном был план помочь нашим двум лидерам — Льву Гонову и Антону Втюрину. В итоге доехать до финиша удалось только им, а мне, к сожалению, нет — попал в завал и не смог догнать пелотон.

— Использовали какую-то специальную тактику?

— Тактика была проста — доехать и выиграть. Не получилось.

— Насколько в целом важна тактическая подготовка для велогонщиков?

— Значимость такой подготовки довольно велика. Не секрет, что благодаря правильным тактическим решениям можно выиграть гонку.

— Участие в престижных соревнованиях — это, наверное, ещё и спонсорские контракты. Зарабатываете на рекламе?

— В настолько престижных гонках участия ещё не принимал, поэтому не могу этого знать.

— Чем запомнились Австрия и Инсбрук помимо велогонок?

— Очень красивые виды на горы, плюс на улицах чисто и убрано. Удивительный контраст с российскими реалиями…

— В каких странах и городах удалось побывать ещё?

— Помимо Австрии, в Швейцарии и Чехии.

— Многие спортсмены коллекционируют дома свои награды, создают специальные тематические уголки в квартирах. Хотите создать нечто подобное в будущем?

— У меня дома есть стенка, которая увешана медалями и грамотами.

— Какую специальность планируете получить в будущем?

— Тренерскую.

— Есть ли кумиры в велоспорте?

— Трёхкратный чемпион мира в групповой гонке словак Петер Саган и четырёхкратный победитель «Tour de France» британец Крис Фрум.

— Какие виды спорта посещаете в качестве болельщика?

— Однажды был на футбольном матче в Туле между местным «Арсеналом» и питерским «Зенитом». Атмосфера праздничная, мне понравилось.

— За чемпионатом мира по футболу в России следили?

— Болел за нашу сборную, а также симпатизировал Бельгии и Франции.

— Чем обычно занимаетесь в свободное от тренировок и соревнований время?

— Либо отдыхаю с друзьями или близкими, либо учусь.

— Предпочитаете отдыхать в кругу семьи или с друзьями в шумных компаниях?

— Отдыхаю и с семьёй, и с друзьями, но только не в шумных компаниях. Это не моё.

Досье «Чемпионат48»

Зацепин Сергей Эдуардович. Мастер спорта России. Родился 14 ноября 2000 года в Липецке. Выступал за сборную Липецкой области, сборную Москвы по шоссе и треку, а также сборную России по шоссе. Победитель первенства России на треке (парная гонка преследования 4 км), серебряный призёр первенства России на треке (командная гонка преследования 4 км, индивидуальная гонка преследования 3 км). Учится в Московском училище олимпийского резерва № 2, специальность «физическая культура».

Добавить комментарий