Велоспорт прочно вошёл в жизнь Максима Раилко ещё в детстве. Немудрено, что со временем он стал не только профессиональным спортсменом, но и тренером, а сейчас передает свой опыт юному поколению.
В беседе с корреспондентом «ЛСГ» Евгением Скворцовым наставник липецкой ДЮСШ № 7 Раилко рассказал о многообразии велостихии, горных и шоссейных трассах, байках и многом другом.
КОЛЁСА ЗА СТО ТЫСЯЧ
— С чего началось ваше увлечение велоспортом?
— В нашем дворе у каждого мальчика был велосипед. Особо далеко мы, естественно, не уезжали, но проводили на велике целый день. Весной был невероятный праздник, когда папа доставал двухколёсного друга из подвала и я делал первые обороты педалями.
— Свой первый спортивный велосипед помните?
— Мой самый первый спортивный шоссейный велосипед Харьковского велозавода так и назывался — ХВЗ. Кстати, такие машины выдавали в спортивной школе. А через год родители купили итальянский «шоссейник» фирмы «Fausto Coppi». Хромомолибденовая рама — достаточно редкая в Липецке — сразу повысила мои результаты.
— Насколько быстро вас затянула велостихия?
— Захлестнула моментально. До велоспорта пробовал себя в дзюдо, футболе, тхэквондо и даже шахматах. Вы правильно отметили — стихия! Велоспорт во всех своих проявлениях — это свобода, энергия, скорость, драйв!
— Дорого ли обходится — как в плане приобретения, так и обслуживания — велобайк?
— Всё зависит от целей его использования. Как и в любом виде деятельности, чем профессиональнее оборудование, тем оно дороже. Правда, понятие любительского у всех разное, поэтому вопрос цены — сугубо личный. А обслуживать велосипед необходимо, иначе можно упустить процесс износа важных деталей.
— Сейчас велосипеды в моде. А как было раньше?
— Я бы дал другое определение. Всё больше людей используют велосипед как средство поддержания физической активности и как средство передвижения. Раньше наши граждане в меньшей степени заботились о своём здоровье, да и проезд был бесплатным…
— Почему выбрали именно маунтинбайк? Чем привлекло это направление?
— Когда у меня был перерыв в спорте, маунтинбайк привлёк своей доступностью. Куда приятнее отправиться в лес, по полю, вдоль реки. С другой стороны, поездки на шоссейном велосипеде вдоль наших трасс стали куда опаснее. Большое количество фур и практическое отсутствие обочины вынуждают переживать за свою безопасность, особенно когда грузовики проносятся в сантиметрах от тебя.
К переходу в маунтинбайк подтолкнуло и другое: крайне интересно испытать себя на новых трассах и спецучастках. Впрочем, для подготовки спортсменов мы используем тренировки как на шоссейных, так и на горных велосипедах.
— Были кумиры среди липецких, российских и международных велоспортсменов?
— Когда я только пришёл заниматься, к нам со сборов приехали ребята, которые на тот момент были в звании мастеров спорта международного класса. Про одного из них нам говорили, что только колёса у него стоят 100 тысяч рублей! А дело было в 2004 году! Из российских гонщиков в то время все, конечно, болели за Дениса Меньшова, а в планетарном масштабе — за Лэнса Армстронга, даже несмотря на допинговый скандал.
— Вы уже достаточно опытный спортсмен. Каких высот в карьере достигли и к чему стремитесь?
— Самые значимые победы у меня были в велоспорте-тандеме, когда в России только начали развивать паралимпийский спорт. В этой дисциплине были все комплекты наград — от «бронзы» до «золота». А на данный момент высоких спортивных целей перед собой не ставлю. Каждую возможность участия в соревнованиях расцениваю как дополнительный опыт, которым можно поделиться с воспитанниками. Но и самому приятно осознавать, что организм может работать на полную катушку.
СТУДЁНОВСКИЙ КАРЬЕР И МАУНТИНБАЙК
— Расскажите о прошедшем недавно в Липецке Кубке Черноземья. Чем соревнования порадовали, а что хотели бы улучшить в организационном плане?
— Нашу домашнюю трассу считаю лучшей в Кубке Черноземья. Именно на ней достигаю ощущения «flow» (англ. «поток» — Прим.ред.) — когда едешь по техническим участкам с особым удовольствием. Организация в Липецке — лучшая во всём Кубке. Хотя оценил бы её всё же на «пять с минусом», так как есть небольшие штрихи, над которыми команде организаторов надо ещё поработать.
— На своей странице в «ВКонтакте» вы публикуете много информации о велоспорте. Пытаетесь таким образом его популяризировать?
— Можно сказать и так. Иногда пишу небольшие отчёты по гонкам. Думаю, люди, которые редко катаются на велосипеде, могут проникнуться духом истории, которую я несу. Мне, как фанату своего вида спорта, хочется, чтобы как можно больше людей охватила жажда гонок, пусть и на любительском уровне.
— Маунтинбайк — сложный вид спорта, как технически, так и физически. За счёт чего набираете и поддерживаете спортивную форму?
— Базу физической готовности закладываю зимой. С приходом весны участвую в гонках. Как правило, организаторы делают их заведомо не слишком сложными, чтобы была возможность вкатиться в сезон. А дальше — по нарастающей.
— Насколько важна в велоспорте психологическая устойчивость?
— Очень важна! Концентрация во время гонки должна быть максимальной. Малейшая ошибка может привести к поломке или вовсе к падению. Также важны качественный сон и правильный настрой перед гонкой.
— У вас есть любимые трассы?
— К любимым можно отнести трассу в Студёновском карьере, а ещё в этом году понравились соревнования в Туле и Протвино. Там оказались очень весёлые трэйлы!
— Участие в кросс-кантри — способ заработать медаль и памятный приз на финише, возможность научиться чему-то новому или очередной шанс для самореализации?
— Всё правильно, только в другом порядке: возможность научиться чему-то новому, вариант для самореализации, медаль.
— Удалось ли попробовать свои силы вдали от дома — в Крыму или в Сочи?
— К сожалению, нет. Соревнования достойного уровня там проходят, но в финансовом плане это очень затратные поездки. В 2016 году довелось принять участие в двух стартах в Санкт-Петербурге по циклокроссу (разновидность велоспорта, где используют шоссейные велосипеды, но с усиленными вилками и более широкими покрышками, а сама трасса проходит по пересечённой местности с искусственными препятствиями). Опыт оказался положительным, однажды даже «заехал» в призы.
— Вспомните интересные случаи во время соревнований.
— Вот история о третьем этапе Кубка Черноземья прошлого года, который проходил в Ельце. На первом круге лидеры поначалу ехали нормальной «пачкой», человек десять, с приличной для маунтинбайка скоростью. Многое решается на горных участках, на первом из них в побег пустились воронежские ребята. Вслед за ними никто не бросился, и тут началась история, над которой почему-то все ржут, а мне не до смеха. Перед последним спуском меня… жалит пчела, причём не куда-нибудь, а в нёбо. Хорошо, что врач был недалеко, всего в двух километрах, жало мне удалили, и я устремился в погоню. Ехать пришлось против ветра, сил было потрачено много, и у меня начало сводить мышцы. На втором круге я ещё мог держать темп, но потом случилось досадное падение, и я остался совсем один. В щебёнчатую гору ехал уже в пограничном состоянии, педали вращал на автомате, и тут меня проходит парень, которого я, казалось, секунду назад видел далеко-далеко. Это был Ярик Пожидаев. Мы оба очень не ожидали увидеть друг друга. Еле догнал его после горы, полкруга провели в дружеской беседе, затем — вновь в гору, где всё и решилось…
ЗАБРОШЕННОЕ «ПЛАМЯ»
— Известно, что зарплаты детских тренеров оставляют желать лучшего. На первый план выходит фанатизм специалистов?
— Получается, так. Сам не понимаю, почему я всё ещё с ними мучаюсь (улыбается).
— С чем, на ваш взгляд, связан массовый отток юных липецких велосипедистов в Москву и Санкт-Петербург?
— Всё просто. В Липецке мы доводим ребят до определённого уровня, но дальше из-за отсутствия финансовых вложений развитие гонщика тормозится. Для роста спортсмена ему нужны сборы, много сборов — в идеале не меньше 9-12 недель в году, плюс постоянные выезды на соревнования. Только так можно получить необходимый опыт, к тому же гонки — всегда самая лучшая тренировка. Я не говорю уже о качественном оборудовании, питании и восстановлении спортсмена. Всё это могут предоставить Москва и Санкт-Петербург, и не может Липецк.
— Ситуация с заброшенным велотреком на стадионе «Пламя» может измениться в лучшую сторону?
— У нас был один активист, который занимался этой проблемой. Вопрос поднимался и на «Портале неравнодушных», набрал необходимое количество голосов, однако в официальном письме-ответе нам было прямо сказано: денег нет…
Если бы вы знали, какие суммы велосипедисты-любители платят за аренду велотрека в Крылатском! За год, конечно, он не окупится, но в перспективе — вполне возможно.
— Насколько высока аварийность у гонщиков на шоссе?
— На «Тур де Франс» этого года случались падения едва ли не на каждом этапе, а причина тому — высокое психологическое напряжение почти двух сотен гонщиков. На местных соревнованиях подобное, конечно, тоже случается, но не так часто. Больше падений у юниоров, которые несутся сломя голову. А с приобретением опыта количество аварий и травм снижается.
— Какие гонки предпочитаете смотреть по телевизору?
— Все главные многодневки сезона — «Джиро д’Италия», «Тур де Франс», сейчас наблюдаю за «Вуэльтой». Кроме того, чемпионаты мира и Европы. Расписание всех гонок отслеживаю в Интернете и по возможности смотрю все заезды.
— Какими видами спорта интересуетесь ещё?
— Нравятся бег, настольный теннис, после завершения сезона играем в футбол. Хотел себя попробовать в этом сезоне в большом теннисе, но в финале Кубка Черноземья неудачно упал и растянул мышцы, так что теперь не знаю, как быстро смогу восстановиться.
— Спорт всегда связан с путешествиями. В каких интересных местах удалось побывать?
— В международных соревнованиях я пока не участвовал, но хотелось бы совместить приятное с полезным. Очень интересные гонки проходят в Польше и Испании. В России больше всего нравятся Псебай и Псемён в Краснодарском крае. Наверно, просто из-за того, что люблю горы.
— Какой музыкальный трек соответствует вашему внутреннему состоянию во время гонок?
— Какая только музыка не звучит во время гонки! Но это, как правило, только в ходе марафонов, и в большинстве случаев — мелодичная транс-музыка. В кросс-кантри же должна быть максимальная собранность, там уже не до мелодий.
— А во время отдыха?
— В последнее время поймал себя на мысли, что музыкальные жанры в плейлисте становятся всё более разнообразными. Наверное, старею (улыбается).
МОЙ БАЙК — МОЙ ДРУГ
— Велосипед для вас — орудие труда, средство передвижения или верный друг?
— Во время тренировок с детьми сижу на велосипеде. На работу тоже добираюсь на нём, причём стараюсь делать это круглогодично. Естественно, мой байк — мой друг. Если к нему плохо относиться, однажды он ответит «взаимностью».
— Предпочитаете кататься круглый год или только в тёплое время года?
— Катание весной и осенью — отличный вариант повеселиться. Езда зимой — дополнительная тренировка на координацию. А прошлая зима и вовсе сделала подарок: 1 января с друзьями прокатился по лесу в районе детских оздоровительных лагерей за Соколом. Было необычно, но приятно.
— Говорят, катание по грязи — отдельная история. Лично вам нравится испытывать на прочность себя и свой велосипед?
— Да, но в пределах разумного. Нужно понимать, что при такой езде увеличивается износ ходовых деталей. При нынешнем курсе доллара это уже не дешёвая забава. Стараюсь иметь отдельный комплект запчастей на межсезонье, чтобы было не жалко.
— Пешие прогулки совершаете?
— Только во время путешествий. Зачем ходить, если есть велосипед?
— О велотуризме не задумывались?
— Это отличный вариант для отпуска. На перспективу есть определённые задумки.
— Самое дальнее расстояние, которое удалось преодолеть на велосипеде?
— Бревет (велозаезд на длинную дистанцию — Прим.ред.) в 200 километров, но это было только раз. Попробовал и хватит. Специфика кросс-кантри другая. Там такие объёмы ни к чему. Если в сезоне мы и проводим большие тренировки, то не больше 100-120 километров.
— А самый высокий подъём в гору?
— По количеству метров не скажу, но были две горы на сборах в Псебае — Ахмет и Шахан. Подъём занимал порядка 25-30 минут, причём крутить педали пришлось на самой лёгкой передаче и времени для отдыха попросту не было.
— Несколько слов о питании во время гонок.
— Обязателен приём изотонических напитков и гелей, а также восстановительного коктейля после окончания — йогурт, банан, творог.
— С какими интересными людьми удалось познакомиться во время соревнований?
— Услышав ваш вопрос, я понял, что все мои велосипедные друзья заслуживают такого определения!
— Компьютерные игры мешают молодому поколению заниматься спортом или наоборот?
— Сам компьютер не может помешать ребенку. В моё время также был бум на «Денди» и «Сегу», но при этом за уши не оттащить нас было именно от улицы, от тех же самых велосипедов! Не хотелось бы перекладывать вину на родителей, но так оно и есть. Уверен, если провести опрос среди липецких спортсменов уровня кандидата в мастера и мастера спорта о том, сколько времени они проводят за играми, ответ будет — «минимальное». Добавлю, что в наше время успех ребёнка зависит от родителей куда больше, нежели 10-15 лет назад.
— На какую вершину — в жизни и спорте — ещё не успели взобраться, но обязательно это сделаете?
— Личных спортивных амбиций глобального плана не питаю. Пока тренируюсь, соревнуюсь, результаты растут, и это меня радует. А со временем хочется воспитать такую плеяду учеников, чтобы однажды они приехали к нам на базу, а какой-нибудь молодой пацан сказал: «Вау, это у него колёса за 100 тысяч!»
Досье «Чемпионат48»
Раилко Максим Александрович. Кандидат в мастера спорта. Родился 28 апреля 1990 года в Липецке. Выступал за сборную Липецкой области по шоссе и сборную России по велоспорту-тандему (спорт слепых). Чемпион России по велоспорту-тандему (спорт слепых) на треке (гит 500 м с места и индивидуальная гонка преследования на 4 км), бронзовый призёр чемпионата России по велоспорту-тандему (спорт слепых) на треке (гит 200 м с ходу и гит 1000 м с места). Окончил факультет физической культуры и спорта ЛГПУ. Холост.