Лучшим спортсменом Липецкой области в 2024 году по итогам традиционного опроса читателей признан 21-летний дзюдоист Дмитрий Якушев.

На юношеском, юниорском и молодёжном татами липчанин завоевал два с лишним десятка наград, в том числе золото первенства России и Кубка Европы.

А в минувшем октябре Дмитрий впервые в карьере принял участие в чемпионате России среди взрослых спортсменов, с ходу покорив и эту вершину! Соревнования в Академии единоборств федеральной территории Сириус принесли воспитаннику ОК СШОР пять побед и первое место в весовой категории свыше 100 кг.

В преддверии Нового года молодой, но уже титулованный спортсмен пообщался с корреспондентом «Липецкой газеты».

АГРЕССИВНЫЙ МАКСИМАЛИСТ

— Дмитрий, позади напряжённый год, много соревнований и побед. Какой след он оставил?

— На самом деле соревновательный объём по сравнению с 2023 годом я немного снизил. Зато хватало поездок вне соревнований. Побывал с мастер-классами в Донецкой народной республике — в Мариуполе и в Володарском, принимал участие в тренировочных сборах. Так что год действительно получился насыщенным и непростым.

Что касается визита в ДНР, то есть планы съездить туда ещё раз. Ребята, с которыми познакомился во время мастер-классов, зовут меня, но пока не получается. В любом случае поддерживаю с ними связь. С одним мальчиком общаюсь особенно плотно, консультирую его по тренировкам, поддерживаю психологически, что тоже очень важно, даю рекомендации по общефизической подготовке, по работе на татами, даю советы, как грамотно подготовиться тактически, технически и так далее.

— Главное событие года — наверняка победа в дебютном чемпионате России среди взрослых. Насколько я знаю, ещё за пару месяцев до турнира у вас были сомнения по поводу участия.

— Соревнования я сравниваю с контрольной в школе. В том смысле, что контрольная — это проверка знаний по предмету, а соревнования — проверка того, что ты наработал на тренировках. Если ты не готов к контрольной, зачем на неё идти: заведомо получать двойку или надеяться на лёгкий вопрос? Я не привык полагаться на авось, и ещё летом были мысли, что хорошо подготовиться к чемпионату не получится. Но благодаря поддержке региона всё вышло как нельзя лучше.

В «Спартаке» в тот момент был закрыт на ремонт тренажёрный зал, но директор ОК СШОР Александр Александрович Митин договорился с расположенным поблизости «Грин Хиллом», и силовую работу я выполнял там. Получилось обойтись без потерь. Кроме того, я провёл плодотворный двухнедельный сбор в столичном центре «Самбо-70».

— В итоге контрольная удалась?

— Удалась. Но по моим критериям — не на пятёрку, а на пятёрку с минусом. Я максималист, мне хочется, чтобы моя борьба удовлетворяла лично меня, однако этого не произошло.

Знаете, кто-то пишет тест на 98 баллов, а кто-то на 100. И тот, кто написал на 98, говорит: смотри, у тебя всего на 2 балла больше. На что второй отвечает: ты написал на 98, потому что знаешь предмет на 98, а я написал на 100, потому что это максимум, оценки выше просто не существует.

Так вот, моя оценка на чемпионате была лучше, чем у соперников, но всё же не 100 баллов. Есть к чему стремиться и над чем работать.

— В этом году немного изменился ваш стиль борьбы: он стал более скоростным и агрессивным. Одновременно, судя по постам в вашем телеграм-канале, вырос и собственный вес. Как это возможно?

— Вес я действительно набрал. Сколько? Это секрет, и для соперников тоже (улыбается). Но на самом деле набор веса не всегда приводит к потере скорости. Вес можно набирать разными способами — в моём случае выросла в первую очередь мышечная масса.

Я стал бороться более быстро и агрессивно, и это результат моей подготовки. Чего хотел добиться, то и получил. Ставил цель повысить коэффициент своей активности, добиться того, чтобы количество проведённых атак стало выше, чем у соперников, при этом более высоким стал и процент реализации атак.

По статистике из общего количества моих атак 45 процентов были результативными. Это очень высокий показатель, я им доволен. Но останавливаться на достигнутом не собираюсь.

— А каков процент удачных атак у ведущих дзюдоистов мира?

— Такой статистики, наверное, просто нет. Это инновационный метод, чисто моя наработка. В самбо такой метод используется, но я нашёл информацию о нём только в одной книге. Доработал, адаптировал его под дзюдо. Скажем так, теперь это моя фишка, с помощью которой отслеживаю свою прогрессию и прогрессию соперников.

— В связи с изменением стиля появился ли новый коронный приём?

— Меня часто спрашивают, какой мой любимый приём, и я всегда отвечаю: тот, который будет оценен на «иппон», позволит одержать чистую победу.

На чемпионате России я провёл пять встреч, две из них выиграл удержанием, две — бросками, одну — благодаря перебору замечаний у соперника. Так что пути к победе могут быть разными.

«СЕКРЕТНЫЕ» УПРАЖНЕНИЯ

— Часть лидеров сборной России (тот же Валерий Ендовицкий, которому вы уступили в недавнем финале Континентальной лиги), несмотря на санкции против нашей страны, выступают на международной арене, однако вам после прошлогоднего выступления в чемпионате мира среди военнослужащих в Санто-Доминго дорога на этапы Кубка мира и другие международные старты пока закрыта. Это был сознательный шаг?

— Мне никто не сказал, что после поездки в Доминикану я больше не смогу бороться на международной арене, да и в целом выступать за честь своей страны и флага было для меня очень важным моментом.

Конечно, есть небольшие переживания по поводу того, что сейчас я не могу бороться за рубежом, но этот вопрос не в моей компетенции. Я готов принимать участие во всех стартах, в том числе в международных.

Надежда на полноценное возвращение России есть, движение пошло. Раньше наши дзюдоисты выступали за рубежом в статусе нейтральных атлетов, теперь они выступают со статусом IJF (Международной федерации дзюдо — Прим.ред.). Ждём следующего шага, когда все ограничения будут сняты. Новый министр спорта и президент Олимпийского комитета России Михаил Дегтярёв предпринимает серьёзные усилия в этом направлении.

Что касается поражения от Ендовицкого, то Валера для меня такой же соперник, как и другие. Да, он имеет определённый опыт и регалии, но это не поднимает его на другой уровень. Поражение в Континентальной лиге — это звоночек мне, предупреждение, что надо готовиться к встречам с ним более профессионально, а не спустя рукава. Считаю, я проиграл из-за маленького периода времени после чемпионата страны. Старт в Москве хоть и планировался, но из-за определённых обстоятельств подготовиться к нему полноценно мне не удалось.

— 2024 год был годом Олимпиады в Париже. Каковы впечатления от Игр?

— Я оценивал Олимпиаду с точки зрения профессиональной составляющей. Церемонии открытия, закрытия, другие виды спорта — всё это я оставил в стороне. Пристально следил исключительно за дзюдо, точнее, за своей весовой категорией свыше 100 кг, и получил определённые данные.

Выводы просты: всё реально, в целом ничего сверхъестественного я не увидел. Успеха добились спортсмены с большим опытом и благодаря большим усилиям, приложенным в ходе подготовки. Обладателем золота ожидаемо стал первый номер последних лет француз Тедди Ринер. Сенсационным для меня стало второе место представителя Кореи Ким Мин Чона, хотелось бы выразить ему большое уважение.

— В юные годы вы нередко выступали в соревнованиях по самбо, но теперь сосредоточились исключительно на дзюдо. Почему?

— Дзюдо изначально было моим основным видом спорта, а самбо — своеобразным дополнением в тот момент, когда надо было чаще соревноваться, набираться опыта.

С течением времени пришлось определяться окончательно, ведь готовиться к выступлениям сразу по двум видам спорта тяжеловато, надо было сконцентрироваться на чём-то одном. Я выбрал дзюдо, но это не значит, что в будущем я не вернусь в самбо.

— За последний год вы прибавили в массе, а заодно и в силе. Можете поделиться своими лучшими показателями в жиме лёжа или в приседаниях со штангой?

— Вопрос, на который я не могу дать ответа. В отличие от большинства спортсменов я в своей подготовке использую нестандартные упражнения для развития силовых качеств. В моём арсенале нет жима лёжа в привычном понимании. У меня есть жим в частичной амплитуде, жим штанги с толстым грифом, жим одной рукой. Все эти упражнения адаптированы под дзюдо совместно с моим тренером по ОФП Александром Поповым.

Я бы и рад озвучить свои силовые показатели в классических упражнениях, но просто не знаю их. А те упражнения, которые я делаю, боюсь, не знают читатели. Например, тяга Медоуза. Это аналог тяги штанги к животу, но одной рукой. Она помогает в развитии силы предплечья, кисти, корпуса тела целиком. Во время тренировки я работаю с весом 80 кг плюс гриф.

АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

— Кто ещё, помимо тренера по ОФП, вносит вклад в вашу подготовку?

— Конечно, мой основной тренер по ОК СШОР Игорь Анатольевич Деулин, с которым я выезжаю на соревнования. Второй наставник — Юрий Анатольевич Паршин, он живёт в Москве, работает в ЦСКА. Третий тренер — Станислав Игоревич Алексеев, который помогает мне решать возникающие в ходе соревнований вопросы, просматривает соперников, участвует в разработке тактики на конкретный поединок. Все они профессионалы своего дела, имеют схожие взгляды на многие вещи в дзюдо.

Что касается Попова, он работает в «Спартаке» методистом и тренером по пауэрлифтингу в областной спортивно-адаптивной школе. Александр Сергеевич пишет тренировочные планы, занимается моей тактической и психологической подводкой к соревнованиям.

— Судя по всему, вы и сами имеете склонность к тренерской работе?

— Поскольку я окончил училище олимпийского резерва, я уже могу работать тренером, необходимое образование есть. Сейчас повышаю свой уровень, учусь в Смоленском государственном университете спорта.

Но набирать свою группу я пока не готов. Ввиду отлучек на сборы и соревнования, ученики будут часто предоставлены другому тренеру, я же хотел бы сам, от начала до конца, реализовывать свои творческие идеи.

— Не так давно вы завели свой телеграм-канал. Сколько времени уходит на его ведение? Какова цель его создания?

— У меня спортивный канал, в его описании указано: «Дзюдо. Самбо. Липецк. Спорт». Создал его для того, чтобы общаться со спортсменами, делиться своим мнением по некоторым вопросам, высказывать свои мысли, отвечать на вопросы. Немаловажно, что это ещё одна возможность прославлять Липецкую область.

Времени на канал уходит немного, но чтобы развивать его более профессионально, предстоит ещё поучиться. Кроме того, нужны помощники, которые будут монтировать видео, займутся раскруткой канала.

— Расскажите про выступление в Континентальной лиге дзюдо за клуб «Локомотив» из Нальчика.

— В нашем регионе активно развивается спорт, спортсмены получают всестороннюю поддержку со стороны правительства, которую я ощущаю на себе. Большое спасибо за это губернатору Игорю Георгиевичу Артамонову и вице-губернатору Александру Николаевичу Рябченко.

А «Локомотив» — это возможность выступать в клубных соревнованиях, поскольку в Липецке пока нет своей команды по дзюдо. Клуб из Нальчика молод, мне близки его амбициозность и драйв, в нём созданы хорошие условия. Он не так титулован, как основные конкуренты, но всё, я думаю, впереди.

— Вы проводите достаточно много мастер-классов и встреч со школьниками, ведёте активную общественную жизнь. Всё это по зову души?

— Меня, как одного из лидеров регионального общественного мнения в области спорта, нередко приглашают принять участие в том или ином мероприятии, я не отказываюсь. Участвовал даже в проекте «Активное долголетие» для пенсионеров и в празднике самбо для малышей.

А вот выступления в школах — это уже мой авторский проект под названием «Встреча с чемпионом». Название не оригинальное, зато содержание проекта, считаю, уникальное. Так, последняя из этих встреч (всего их было уже не менее шести), прошедшая в декабре, собрала более 250 человек и показала, что ребята заинтересованы в занятиях спортом, заинтересованы в подобных встречах. В мой телеграм-канал после той встречи добавилось около 90 подписчиков, значит, юным спортсменам понравилось.

Кроме того, в 2024 году я участвовал во встрече с гроссмейстером Сергеем Карякиным, в ходе которой попросил его популяризировать наш региональный проект «Мультиспортивная детская лига» и, возможно, трансформировать на всероссийский уровень. Карякин моё предложение поддержал.

А на недавней «Прямой линии» я обратился к губернатору с предложением организовать в реконструирующемся лагере «Прометей» специальные смены для воспитанников спортивных школ области. Инфраструктура в «Прометее» теперь позволяет проводить там настоящие тренировочные сборы, а Игорь Георгиевич дал на мою просьбу положительный ответ.

КРОВАТЬ ОТ ЧЕМПИОНА

— У вас грамотная речь, вы умеете общаться с публикой. Специально этому учились?

— Большое спасибо маме, её зовут Татьяна Валентиновна. Она с самого детства приучала меня к чтению, читала со мной книги, журналы. В младших классах я был активным участником конкурсов чтецов, на фестивале «Новая волна» в моём лицее № 44 выступал со стихотворением Константина Симонова «Жди меня», участвовал в школьных постановках. Так что опыт выступления на публике у меня есть.

С 5-го по 8-й классы много участвовал в олимпиадах по различным предметам. Я учился в экспериментальном физико-математическом классе, одним из условий учёбы в котором было участие в профильных конкурсах. Помню, в наш класс регулярно присылали пачки дипломов за победы и призовые места в онлайн-олимпиадах «Фоксфорд».

Всё это в совокупности способствовало тому, что сейчас я хорошо даю интервью и выражаю мысли так, как хочу, а не так, насколько позволяет словарный запас.

— Своё первое интервью вы дали «Липецкой спортивной газете» в 2018 году после победы в первенстве мира по самбо среди школьников. Помните тот момент?

— Отлично помню! Когда мне позвонили, я находился с родителями на даче, ходил с телефоном по огороду и отвечал на вопросы. Было интересно.

— В спорт привели родители?

— Нет, к спорту меня приобщил дедушка — известный в области волейболист Валентин Александрович Свинарь. Начал я с футбола, которым занимался несколько лет в школе «Металлург» под руководством недавно ушедшего из жизни Владимира Николаевича Бугакова. Затем сменил ещё несколько видов, пока не остановился на дзюдо. Это было наше коллективное решение: дедушки, родителей, моё.

Папа Тарас Николаевич в самом начале моего спортивного пути возил меня на соревнования в другие города, максимально поддерживал, а мама обеспечивала тыл. Кстати, в нашей большой семье никто, кроме меня и дедушки, со спортом не связан.

— Какие книги читаете?

— В последнее время отдаю предпочтение литературе по саморазвитию. Сейчас читаю книгу «Атомные привычки» Джеймса Клира — она о том, как даже минимальные изменения могут привести к глобальным улучшениям в жизни. Многие спортсмены советуют книгу Джона Кехо «Подсознание может всё», её я тоже читал.

Что касается классики, то ей уделял внимание в школе, прочёл почти всего Пушкина, других русских классиков. Но теперь на художественную литературу остаётся не так много времени.

— Расскажите о своих кулинарных пристрастиях.

— Моё любимое блюдо, которым мама встречает меня с соревнований, это печёночный торт. Рецептом поделиться не могу, поскольку сам его не знаю.

Очень люблю мясо, а вот к рыбе равнодушен. Зато собственноручно готовлю лапшу удон с морепродуктами. В целом ограничений по питанию у меня нет, сгонять вес, сами понимаете, не приходится. Так что из еды могу позволить себе всё.

— Так и до перехода в сумо недалеко.

— Предложения были, но мыслей о переходе не возникало. Возможно, в будущем дойдёт дело и до сумо (улыбается).

— Новый год для вас — семейная история?

— Да, семейная. Но на этот раз я впервые буду встречать Новый год один. Родители уезжают с друзьями на базу отдыха, а я останусь в своей квартире. Я живу отдельно, веду аскетичный образ жизни. Своего рода минимализм в максимальном его проявлении. Даже кровать у меня собрана своими руками из фанеры и досок — с помощью моего спарринг-партнёра Ивана Ролдугина.

Почему так? Где-то я прочитал или услышал: «Чем хуже условия, тем лучше результат». Применительно к спорту высших достижений это, наверное, не совсем верно, всё-таки определённые условия для подготовки атлетов необходимы. С другой стороны, когда у тебя ничего нет, это сильно мотивирует к развитию.

Но вернёмся к празднику: новогоднее настроение в квартире пока не ощущается, ёлку ставить не буду, возможно, ближе к празднику украшу жильё гирляндой. Но, повторю, встречать Новый год буду один.

— А как же друзья-подруги?

— Мой друг Матвей Каниковский, кстати, чемпион Европы по дзюдо этого года, живёт в Москве, с ним я вряд ли встречусь. А подруг у меня нет. Можно сказать, я открыт для предложений (улыбается).